Олигофрения: симптомы и лечение - Doctorluchina-Levizkaya.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Олигофрения: симптомы и лечение

Как проявляется олигофрения — причины, симптомы, диагностика. Методы лечения олигофрении

Олигофрения – врождённое или приобретённое до трёх лет отставание в психическом развитии. Оно является следствием перенесённой болезни или генетических факторов и в дальнейшем не прогрессирует. Степень задержки развития обычно оценивается с помощью стандартных тестов на интеллект. Может сопровождаться различными врождёнными пороками.

Олигофрения – достаточно распространённое состояние, большинство исследований сообщают, что порядка 1% населения Земли страдает этим заболеванием. Некоторые источники указывают на заболеваемость около 3%. Среди больных значительно преобладают лица мужского пола – их примерно в полтора раза больше женщин. Возрастные пики диагностики олигофрении – 6-7 и 18-19 лет – возраст начала обучения в школе и службы в армии.

Причины олигофрении

Олигофрения является синдромом, который формируется в результате множества возможных причин:

  • Вредные воздействия во время родов и в возрасте до трёх лет (гипоксия плода, асфиксия во время родов, иммунологический или резус-конфликт матери и ребёнка, инфекции детского возраста, гидроцефалия в первые годы жизни, черепно-мозговые травмы).
  • Вредные факторы, воздействующие внутриутробно: гормональные нарушения, вирусные инфекции (краснуха, герпес), микробные инфекции (токсоплазмоз, сифилис).
  • Генетические и хромосомные болезни, в том числе болезнь Дауна, микроцефалия, различные ферментные нарушения.

Иногда заболевание классифицируют согласно перечисленным причинным факторам, выделяя три формы олигофрении – генетическую, внутриутробную, перинатальную.

Имеются несколько хорошо изученных болезней, сопровождающихся олигофренией.

  • Гидроцефалия – избыточное накопление ликвора в желудочках мозга вследствие затруднения его оттока или избыточной продукции.
  • Микроцефалия – уменьшение размеров черепа и соответственно мозга.
  • Фенилкетонурия – нарушение метаболизма аминокислоты фенилаланина, вследствие чего образуется значительное количество токсичного продукта распада. При раннем начале лечения можно предотвратить развитие олигофрении.
  • Токсоплазмоз – паразитарное заболевание, при наличии инфекции у женщины токсоплазмы проникают в плод и вызывают множественные пороки развития, в том числе головного мозга.
  • Болезнь Дауна – наличие дополнительной 21 хромосомы, проявляется характерным внешним видом, пороками сердца, задержкой умственного и физического развития разной степени.

Симптомы олигофрении

Олигофрения не является отдельной болезнью, более правильно называть её патологическим состоянием, которое может быть признаком различных заболеваний. Поэтому её симптомы обычно сочетаются с различными соматическими проявлениями, а также нарушениями в речевой, двигательной и эмоциональной сфере. Характерные для олигофрении проявления следующие:

  • Нарушение абстрактного мышления. Самое характерное проявление олигофрении – нарушение, вплоть до полного отсутствия, образного мышления. Мышление больных конкретное, ситуационное, напоминает таковое у детей 2 – 3 лет.
  • Задержка психического развития всесторонняя – она охватывает помимо интеллекта и личностные качества – память, речь, эмоциональную и двигательную сферу, волевые аспекты, способность к восприятию, способность к концентрации внимания, мышление.
  • Речь бледная, запас слов скудный, фразы короткие и простые, часто безграмотные. Больных с лёгкими формами олигофрении удаётся обучить осмысленному чтению, при тяжелых формах максимум, которого можно достичь при многолетнем обучении – механическое чтение по буквам без понимания смысла прочитанного.
  • Внимание рассеянное, олигофрены неспособны надолго сосредоточиться на одном деле, их всё отвлекает. Отсутствует побуждение к систематической деятельности, инициативность.
  • Память ослаблена, однако описаны случаи избирательного механического запоминания рядов цифр, номеров, имён.
  • Задержка личного развития проявляется неспособностью ориентироваться в обычных житейских ситуациях – купить еду в магазине, выбрать одежду по погоде и подобных. Незрелая личность олигофрена легко внушаема, своё состояние воспринимает некритично, с трудом принимает адекватные решения.
  • Задержка физического развития в зависимости от формы олигофрении бывает очень значительной, взрослый больной может соответствовать 15-16 летнему подростку.

В большинстве случаев яркая, развёрнутая симптоматика заболевания появляется только в школьном возрасте. Олигофрения у детей младшего возраста выражается в отставании психического и речевого развития, слабости эмоциональных реакций, низком или отсутствующем интересе к окружающему миру, отсутствием желания и способностей для общения со сверстниками, затруднениями при необходимости оперирования абстрактными понятиями. В возрасте до года можно выявить только олигофрению тяжелой степени, остальные начинают проявляться позже.

Степени олигофрении

Одним из самых показательных диагностических методов у больных с олигофренией является определение коэффициента интеллекта. В зависимости от результата выделяют следующие степени олигофрении:

  1. Дебильность – самая лёгкая степень заболевания, при которой коэффициент интеллекта колеблется в границах 50-70 баллов. Такие дети оканчивают специализированные учебные заведения, в течение нескольких лет изучая программу, примерно соответствующую 4 классам обычной школы. Они осваивают счёт, чтение (часто механически), элементарные навыки письма. Полностью обслуживают себя, могут совершать простые покупки в магазине, помогают по хозяйству. Иногда встречаются парциально одарённые больные – при общем низком уровне развития у них отлично развита одна способность – память, художественные способности, умение делать сложные арифметические расчеты. Больные с дебильностью могут освоить несложные профессии.
  2. Имбецильность – средняя из стадий олигофрении. Такие больные хорошо понимают обращённую к ним речь, могут выучить несколько простых фраз, освоить элементарный счёт. Их можно обучить уходу за собой. При наличии специально оборудованных рабочих мест они могут выполнять элементарные операции. Имбецилы сильно привязаны к родным, ярко реагируют на порицание и похвалу. Мышление их заторможено, они не проявляют инициативы, с трудом приспосабливаются к новым обстоятельствам, в незнакомой обстановке теряются.
  3. Идиотия – олигофрения самой тяжелой степени. Такие больные – глубокие инвалиды, нуждающиеся в постоянном уходе. У них присутствует только зачаточная речь и мышление. Эмоции ограничиваются примитивным удовольствием при удовлетворении физиологических нужд и неудовольствием в обратном случае. Часто бывают озлоблены и агрессивны. В речи окружающих понимают только отдельные слова или не понимают вовсе. Родственников не узнают. Навыки самообслуживания большинство из них усвоить не могут.

Диагностика олигофрении

Некоторые болезни, приводящие к задержке умственного развития, например болезнь Дауна, сейчас можно диагностировать ещё на ранних сроках беременности. В случае выявления такой патологии врач подробно разъясняет родителям, что такое олигофрения, какими нарушениями развития она может сопровождаться, каким вырастет ребёнок с данным заболеванием. После этого решается вопрос о сохранении либо прерывании беременности.

Следующий этап диагностического поиска наступает сразу после рождения ребёнка и состоит в скрининговом исследовании крови на фенилкетонурию и гипотиреоз – заболевания, которые также приводят к задержке умственного развития.

Если же симптомы олигофрении появились у предположительно здорового ребёнка – необходимо выполнить широкий круг исследований для поиска её причины. В первую очередь детально выясняется история жизни пациента и его семейный анамнез: есть ли у членов семьи психические заболевания или случаи задержки развития, как протекала беременность, воздействовали ли на плод какие-то вредные факторы, болела ли мама во время беременности, не было ли гипоксии или асфиксии во время родов, как протекал послеродовый период, были ли травмы у больного.

Далее производится осмотр больного с целью выявления психических и неврологических нарушений, определения тяжести заболевания. После этого назначаются различные клинические, биохимические, иммунологические и цитологические исследования для определения наличия врождённых инфекций, нарушений ферментной системы, заболеваний внутренних органов.

В зависимости от результатов обследования выбирается тактика дальнейшего ведения пациента.

Лечение

К сожалению, большинство случаев олигофрении невозможно вылечить. Некоторая коррекция возможна только для ферментопатий (мукополисахаридоз, фенилкетонурия) в случае их раннего выявления и начала лечения.

Для остальных форм олигофрении лечение только симптоматическое. Обязательно устранение внутриутробной инфекции при её выявлении. В качестве поддерживающего лечения назначают ноотропы, мультивитамины, нейрометаболики, антиоксиданты, биогенные стимуляторы, антигипоксанты.

При выраженной заторможенности можно применять фитотерапию со стимулирующим эффектом, адаптогены. Психомоторное возбуждение является показанием для использования транквилизаторов, нейролептиков.

Крайне важна психическая и социальная реабилитация олигофренов. Больные нетяжелыми формами (дебилизм) – старательные работники, которые эффективно и усердно справляются с монотонным или тяжелым трудом. Для их обучения создаются специальные школы-интернаты и профтехучилища, в которых им дают базовое образование и обучают какой-либо профессии. Параллельно проводится социально-просветительская работа с родителями пациента. Все больные олигофренией подлежат оформлению инвалидности и получению социального пособия.

Профилактика

Предупреждение заболевания олигофренией начинается с планирования беременности. Супругов необходимо обследовать на инфекции (токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирус, сифилис и другие), при выявлении – пролечить. Во время беременности крайне важно оберегать женщину от любых, особенно вирусных, заболеваний. На ранних сроках необходимо обследование на генетические патологии. Качественное родовспоможение и предупреждение травм и болезней у новорождённых детей также помогут уменьшить частоту заболевания олигофренией.

У детей с врождённой патологией можно предотвратить развитие тяжелой олигофрении и остановить её развитие на ранних стадиях путём ранней диагностики и качественного лечения врождённых заболеваний.

Откуда берутся олигофрены?

Олигофрения

Что такое олигофрения

Олигофрения – совокупность симптомов, характеризующих слабоумие, задержку умственного развития и проблемы с социализацией. Развивается чаще всего в период внутриутробного формирования или в раннем детстве.

Пациенты с диагнозом «олигофрения» способны к обучению – они умеют читать, писать и выполняют простые математические примеры. Они способны освоить простую работы и самостоятельно обслуживают себя. Достаточно часто люди с такой патологией создают семью и производят потомство.

Социализация больного зависит степени слабоумия и поведения человека. Если больной не проявляется агрессии и является достаточно добродушным, адаптация в обществе проходит гораздо проще и быстрее. При повышенной возбудимости и раздражительности пациент плохо социализируется. Чаще всего у таких больных появляется склонность к бродяжничеству, приему токсических веществ и они часто попадают под чужое негативное влияние.

Причины олигофрении

Спровоцировать олигофрению может множество факторов. Данное заболевание имеет генетическую природу, которое обусловлено нарушением метаболизма важных веществ или аномалией хромосомного строения. Провоцирующими факторами является негативное воздействие на сперматозоиды и яйцеклетки на этапе планирования и зачатия ребенка. Чаще всего это наличие воспалительных процессов в органах малого таза (орхит, эпидидимит, аднексит и др.), употребление алкоголя, наркотиков или токсикомания.

Стать причиной олигофрении может негативное воздействие на плод в период внутриутробного развития. Спровоцировать такое отклонение может неправильный образ жизни беременности (употребление алкоголя, наркотиков, повышенные физические нагрузки и сильные стрессы); патологии формирования плода (гипоксия); перенесенные инфекции (токсоплазмоз или краснуха); нарушение гормонального фона в период вынашивания ребенка. Слабоумие может стать причиной резус-конфликта матери и ребенка; дефицита питательных веществ в организме матери, частое проведение рентгенологического исследования и воспитание пациента в неблагоприятной семье.

Читайте также:  Стенозирующий лигаментит: симптомы и лечение

Степени олигофрении

Различают три основные степени олигофрении.

Идиотия – наиболее тяжелая форма заболевания, для которой характерно полное слабоумие. Больной не способен освоить элементарные навыки по самообслуживанию, зачастую он не разговаривает, не приспособлен к трудовой деятельности и наблюдается ограниченность в эмоциональном проявлении. Такие люди не могут вести самостоятельную жизнь и постоянно нуждаются в уходе за собой и специальных условиях содержания.

Имбецильность – умеренная степень олигофрении. Больные с такой формой отличаются примитивностью мышления, отсутствием инициативы и очень легко попадают под чужое (как правило, негативное) влияние. Такие люди постоянно должны находится по контролем и нуждаются в специальном уходе.

Больные запоминают слова и способны к произношению простых фраз. На эмоциональном уровне пациент способен к таким проявлениям: злопамятство, стыд, повышенная привязанность; они могут реагировать на крики или наказания. Такие дети способны к обучению, поэтому для них созданы специальные школы и медицинские учреждения.

Дебильность – самая легкая степень олигофрении, которая в раннем возрасте может не проявляется, а диагностируется только по достижению ребенком 10 лет. Главные особенности такой патологии – невозможность понимать и выражать сложные понятия. В эмоциональном плане у детей преобладает страх, замкнутость, неадекватность поведения и нарушение концентрации.

Люди с дебильностью способны к обучению, могут самостоятельно ухаживать за собой и овладевают речью. Такие пациенты могут ухаживать за собой и жить самостоятельно.

Симптомы олигофрении

Клиническая картина зависит от стадии олигофрении. Однако к общим симптомам относится:

  • Задержка речевого развития.
  • Проблемы с социализацией и адаптацией в обществе.
  • Нарушение концентрации внимания и неусидчивость.
  • Неадекватность поведения, проблемы в соблюдении режима и трудности в учебе из-за плохого запоминания.
  • Больных часто тревожат мигрени, наблюдается паралич конечностей.
  • Нарушение эмоционального развития и формирования личности.
  • Задержка физического развития (неправильное строение черепа, непропорциональность частей тела, отставание в половом созревании).
  • У больных с олигофренией часто встречаются различные патологии: заячья губа, маленькая голова, большое приплюснутое лицо и др.

Диагностика олигофрении

Главная цель диагностики патологии – установление степени тяжести олигофрении. Начать обследование следует как можно раньше – это позволит выбрать правильную тактику лечения и воспитания ребенка.

Для постановки диагноза врач анализирует семейный анамнез, уточняет характер течения беременности и какие были патологии, а также изучает нюансы родов и первых лет жизни. Обязательно проводится полное физиологическое обследование, которое включает лабораторные (в том числе, генетические) анализы и инструментальные исследования (МРТ или КТ головного мозга). Дополнительно проводится работа с психологом и психотерапевтом, во время которой оценивается степень адаптации ребенка в обществе, его интеллектуальное развитие и общие возможности.

Лечение олигофрении

Для устранения патологии применяется комплексное лечение – симптоматическое, специфическое и корректирующее.

Симптоматическая терапия зависит от того, что спровоцировало аномалию и как она проявляется. Как правило, назначается прием общеукрепляющих препаратов и противосудорожных средств. Дополнительно применяются лекарства, стимулирующие психические процессы в организме.

Корректирующее лечение включает специальные методики адаптации и обучения, психологическую поддержку и др. Такая терапия проводится в специализированных учреждениях и приводит к положительной динамике только в случае средней и легкой степени заболевания.

Специфическое лечение проводится в исключительных случаях и зависит от стадии тяжести. Такая терапия включает соблюдение специальной диеты и заместительную терапию. Из рациона пациента необходимо исключить бобовые, белковые продукты и мучные изделия. Для стимулирования головного мозга необходимо включить в меню продукты, богатые витамином В, фрукты и овощи.

Если олигофрению спровоцировали резус-конфликт, фенилкетонурия или гипотиреоз в качестве лечебной терапии применяется переливание крови, гормональные препараты и полное исключение белка из рациона. Для лечение токсоплазмоза прописывается Хлоридин и лекарства группы сульфаниламидов.

Часто психиатр назначает транквилизаторы, нейролептики, гормоны и ноотропы, а также препараты, содержащие йод. Дополнительно больным прописывается прием антиоксидантов и витаминных комплексов. Для снятия судорог и общего успокоения применяется Диазепам, Лоразепам, Перициазин, Хлорпротиксен и др. В качестве стимуляторов ЦНС применяется Пирацетам, Мезокарб, витамины В15, В12 и В1.

При тяжелой форме болезни пациент помещается в специализированное заведение, где находится под постоянным наблюдением и получает должный уход.

В качестве альтернативы могут использоваться методы народной медицины. Это прежде всего отвар лимонника, женьшеня или сок алоэ – они активизируют мозговую активность. Важно помнить, категорически запрещено принимать или давать ребенку препараты без предварительной консультации с врачом.

Важную роль играет коррекция интеллектуальной недостаточности. С этой целью проводится специальное обучение по индивидуальной программе или уникальным разработанным методикам.

Профилактика олигофрении

К превентивным мерам олигофрении относится:

  • Консультация семьи, у которых в семейном анамнезе есть больные с олигофренией.
  • Тщательное планирование беременности и прохождение необходимым обследований до зачатия.
  • Своевременная постановка на учет и регулярное посещение акушера-гинеколога, который ведет беременность.
  • Ведение здорового образа жизни: отказ от вредных пристрастий, тщательная забота а своем здоровье, избегание физического переутомления и эмоциональных стрессов.
  • Правильное рождение ребенка, которое исключает травмирование головы ребенка.

В некоторых случаях возможно развитие осложнений: проблемы с социальной адаптацией, сильная задержка развития и нарушение трудовой деятельности. В некоторых случаях возможно развитие антисоциального поведения, суицидальные наклонности и др.

Олигофрения

Олигофрения — это синдром врожденного психического дефекта, выражающегося в умственной отсталости по причине патологии головного мозга.

Олигофрения проявляется прежде всего в отношении разума, речи, эмоций, воли, моторики. Впервые термин олигофрения был предложен Эмилем Крепелином. Для олигофрении свойственен интеллект физически взрослого человека не достигший в своём развитии нормального уровня.

Причины олигофрении

К причинам заболевания приводят генетические изменения; внутриутробное поражение плода ионизирующим излучением, инфекционное или химическое поражение; недоношенность ребенка, нарушения во время родов (родовая травма, асфиксия).

Причины олигофрении могут быть вызваны травмой головы, инфекциями центральной нервной системы, гипоксией головного мозга. Не последнюю роль играет педагогическая запущенность в неблагополучных семьях. Иногда умственная отсталость остается невыясненной этиологии.

Генетические изменения могут спровоцировать олигофрению, и по статистике до половины случаев преподает на эту причину.

Основные типы генных нарушений, ведущих к олигофрении, включают хромосомные аномалии (делеция, анеуплоидия, дупликация). К хромосомным аномалиям также относится синдром Дауна (трисомия хромосомы 21), синдром Прадера-Вилли, синдром Ангельмана, а также синдром Вильямса.

Причины умственной отсталости могут быть спровоцированы дисфункцией отдельных генов, а также числом мутаций генов в которых степень превышает 1000.

Характеристика олигофрении

Заболевание относят к обширной группе болезней, связанных с нарушением в развитии. Олигофрению считают аномалией недоразвития психики, личности, а также всего организма больного. Показатель олигофрении в индустриально развитых странах достигает до 1 % от всего населения, из этого процента 85 % с легкой умственной отсталостью. Соотношение заболевших мужчин к женщинам составляет 2:1. Более точная оценка распространения заболевания затрудняется по причине различных диагностических подходов, а также зависит от степени терпимости социума к психическим аномалиям и степени доступности оказания медицинской помощи.

Олигофрения не является прогрессирующим процессом, однако развивается как следствие перенесённой болезни. Саму степень умственной отсталости оценивают количественно интеллектуальным коэффициентом после применения стандартных психологических тестов. Редко олигофрена считают индивидом, неспособным к социальной независимой адаптации.

Классификация олигофрении

Существует несколько классификаций олигофрении. Традиционно заболевание классифицируется по степени выраженности, однако существует классификация по М.С.Певзнер, а также альтернативная классификация.

Традиционная по степени выраженности подразделяется на следующие: дебильность (слабо выраженная), имбецильность (средне выраженная), идиотия (сильно выраженная).

Классификация по МКБ-10 содержит 4 степени тяжести: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.

Классификация олигофрении по М.С.Певзнер

Результаты работ М. С. Певзнер позволили понять, какова структура дефекта при олигофрении, на которую приходится 75 % от всех видов детских аномалий, и создать классификацию, учитывая этиопатогенез, а также своеобразие аномального развития.

В 1959 году М. С. Певзнер предложила классификацию — типологию состояний, в которой отметила три формы дефекта:

— осложненная нарушениями нейродинамики, которые проявляются в трех вариантах дефекта: в превалировании возбуждения над торможением; в выраженной слабости основных нервных процессов; в превалировании торможения над возбуждением;

— дети-олигофрены с явной недостаточностью лобных долей.

С 1973 по 1979 года М.С.Певзнер усовершенствует свою классификацию. Она выделяет пять основных форм:

— осложненная нарушениями нейродинамики (тормозные и возбудимые);

— олигофрения в комплексе с нарушениями различных анализаторов;

— умственная отсталость с психопатоподобными формами в поведении;

— олигофрения с явной лобной недостаточностью.

Диагностика олигофрении

Выделяют диагностические критерии по МКБ-10, для которых характерны следующие проявления:

А . Умственная отсталость, проявляющаяся в состоянии задержанного, а также неполного развития психики, для которого характерно нарушение способностей, не развивающихся в период созревания и не дотягивающих до общего уровня интеллекта, включающих речевые, когнитивные, моторные, а также специальные способности.

В . Умственная отсталость, развивающаяся в комплексе с любыми другими психическими, а также соматическими расстройствами или возникающая самостоятельно.

С . Нарушенное адаптивное поведение, однако при благоприятных социальных условиях, когда обеспечивается поддержка, все эти нарушения при лёгкой степени умственной отсталости вовсе не имеют явного течения.

D . Измерение IQ осуществляется с учётом непосредственно кросс-культуральных особенностей.

E . Определение выраженности поведенческих нарушений при условии, если нет сопутствующих (психических) расстройств.

Классификация по Е. И. Богдановой

1 — снижение интеллекта

2 — общее системное недоразвитие речи

3 — нарушение внимания (трудность распределения, неустойчивость, переключаемость)

4 — нарушение восприятия (фрагментарность, замедленность, снижение объёма восприятия)

5 — некритичность мышления, конкретность

6 — малопродуктивность памяти

7 — недоразвитие познавательных интересов

8 — нарушения в эмоционально-волевой сфере (неустойчивость эмоций, малодифференцированность, их неадекватность)

Трудности в диагностике олигофрении возникают при необходимости отграничений от рано начавшихся проявлений шизофрении. Больные шизофренией, в отличие от олигофренов, имеют частичную задержку в развитии, поэтому в клинической картине фиксируются проявления, свойственные эндогенному процессу — аутизм, кататонические симптомы, патологическое фантазирование.

Степени олигофрении

Одна и та же причина может вызвать у людей различную степень олигофрении. В настоящее время по МКБ-10 отмечают 4 степени олигофрении.

Читайте также:  Пеленочный дерматит: симптомы и лечение

Глубокая — идиотия. IQ

Олигофрения

Олигофрения – это врожденное либо приобретенное до трехлетнего возраста отставание в психическом развитии. Является следствием генетических факторов и перенесенных болезней. Для оценки степени задержки используются тесты на определение уровня интеллекта. Нередко олигофрения у детей сопровождается врожденными физическими пороками.

По статистике в развитых странах от патологии страдает 1% населения. Согласно некоторым исследованиям, умственное недоразвитие есть у 3% людей, но большинство из них не попадают в поле зрения врачей по причине слабо выраженной симптоматики и способности адаптироваться к жизни в социуме.

У мальчиков болезнь олигофрения развивается примерно в 2 раза чаще, чем у девочек. Большая часть случаев выявляется в шестилетнем возрасте, когда осуществляется обследование ребенка перед обучением в школе, и в восемнадцатилетнем возрасте, когда молодые люди решают, в какое образовательное учреждение поступить, проходят медицинский осмотр перед службой в армии.

Тяжелые степени олигофрении всегда диагностируются в раннем возрасте (до 3 лет). Во всех остальных случаях диагностика затруднена из-за большого количества разных методик оценки мышления.

Стадии заболевания по выраженности слабоумия:

  • Дебильность. При олигофрении в степени дебильности коэффициент интеллекта составляет от 50 до 70 баллов. Больной может успешно закончить специализированное учебное заведение, освоить программу, которая соответствует четырем классам общеобразовательной школы. Он осваивает чтение, счет, навыки письма. Может себя обслуживать – ходить в магазин, выполнять работу по хозяйству. Клинической практике известны случаи парциально одаренных детей, которые при низком уровне общего развития имели отличную память, могли выполнять сложнейшие арифметические расчеты, обладали выдающимися художественными способностями.
    Вообще олигофрению в степени умеренной дебильности иногда бывает сложно отличить от нормы. Выявить болезнь помогают специальные исследования.
  • Имбецильность. Это средняя степень тяжести заболевания (коэффициент интеллекта – от 20 до 50). Больной хорошо понимает обращенную к нему речь, может освоить элементарный счет, выучить простые фразы (словарный запас не превышает 200-300 слов). Он способен ухаживать за собой. В случае трудоустройства на специально оборудованное производство выполняет однотипные элементарные операции. Олигофрению в стадии имбецильности характеризует привязанность к близким людям, сильная реакция на похвалу и порицание. Мышлении имбецилов заторможенное. Они никогда не проявляют инициативу, любят подражать. В новой обстановке всегда теряются, не знают, как себя вести.
  • Идиотия. Наиболее тяжелая степень олигофрении (фото больных демонстрируют людей, полностью не способных к самообслуживанию и адаптации в социуме). Люди с таким диагнозом являются инвалидами. У них присутствуют лишь зачаточная речь и мышление. Их эмоциональные переживания ограничиваются удовольствием от удовлетворения физиологических нужд или неудовольствием. Часто пациенты с олигофренией на стадии идиотии озлоблены и агрессивны. Они могут не узнавать родственников, знакомых. Чаще всего не способны освоить элементарные навыки самообслуживания.

Классификация олигофрении по М.С. Певзнер

М.С. Певзнер выделила пять форм олигофрении:

  1. Неосложненная. Характеризуется диффузным поражением мозга. Нервные процессы уравновешены, значительных поражений в пределах корковых анализаторов нет. Отсутствуют психомоторная расторможенность, патологии влечений, судорожные припадки. Пациент может целенаправленно выполнять разную работу. Он спокоен, дисциплинирован, нормально адаптируется в условиях коррекционной школы. Привязан к членам семьи, учителям, одноклассникам. Дети с неосложненной формой олигофрении в стадии дебильности хорошо учатся в специализированной школе, успешно овладевают новыми понятиями, включенными в программу.
  2. Осложненная нарушениями нейродинамических процессов. Помимо интеллектуального недоразвития присутствуют нарушения процессов торможения или возбуждения. В первом случае, когда доминируют процессы торможения, ребенок инертный, медлительный. Он плохо учится, не проявляет интерес к новым вещам. Слабо запоминает учебный материал. Во втором случае (преобладают процессы возбуждения) больной неусидчив, очень часто отвлекается, импульсивен. Он может не обращать внимания на замечания взрослых, часто провоцирует конфликты. При проведении грамотной коррекционной работы может достаточно хорошо адаптироваться в обществе.
  3. С психопатоподобными формами поведения. У ребенка наблюдается ярко выраженное нарушение эмоционально-волевой сферы, снижается критическое отношение к себе и окружающим, плохо развиваются личностные качества. Данная степень олигофрении связана с нейроинфекциями. Она обычно диагностируется у лиц, перенесших постнатальные инфекционные болезни (например, энцефалит, менингит, менингоэнцефалит) либо серьезные черепно-мозговые травмы с вовлечением в воспалительный процесс подкорковых образований. Больные с психопатоподобным поведением склонны к воровству, прожорливости, повышенной сексуальности, бродяжничеству. В момент аффекта они могут быть опасными для социума. Рекомендации окружающих всегда игнорируют. Они не признают правила поведения. В тяжелых случаях пациентам назначается медикаментозное лечение.
  4. Сопровождающаяся нарушениями работы анализаторов. Интеллектуальное и физическое развитие замедлены. Общее недоразвитие мозга обычно сочетается с нарушениями зрения, слуха, речевой системы, опорно-двигательного аппарата.
  5. С выраженной лобной недостаточностью. Наблюдаются грубые нарушения познавательной деятельности. Больной может быть как вялым и пассивным, так и чрезмерно активным, импульсивным. В поведении его проявляются несоциальные наклонности. Степень интеллектуальной недостаточности достигает уровня имбецильности. При нарушениях функций лобных долей мозга всегда отсутствует чувство такта. Биологические потребности, напротив, повышены. Окружающая действительность воспринимается неадекватно. Такие пациенты ничего не стесняются, они не испытывают чувства обиды или страха.

Этиология

Понять, какие причины вызывают олигофрению, можно, изучив еще одну классификацию болезни. Сегодня врачи выделяют четыре базовые формы патологии:

  • I форма – наследственная олигофрения. Она вызвана дефектными генеративными клетками одного из родителей (что говорит о том, что олигофрения передается по наследству). В данную группу относят пациентов с болезнью Дауна, психическим недоразвитием, микроцефалией на фоне имеющихся серьезных поражений костей и кожи.
  • II форма – олигофрения, обусловленная внутриутробными факторами – вирусными, паразитарными и бактериальными инфекциями, перенесенными женщиной во время беременности. Еще одна причина олигофрении, относящаяся к этой группе, — гемолитическая болезнь плода.
  • III форма – задержка психического развития, возникшая из-за родовых травм, асфиксии/гипоксии во время родов. Также она является следствием менингита, энцефалита или черепно-мозговой травмы, перенесенных в возрасте от рождения до трех лет.
  • IV форма – возникает по причине прогрессирования основного врожденного заболевания. Имеются в виду эндокринные патологии или разные дефекты головного мозга.

Практически всегда олигофрения сопровождает заболевания:

  • Микроцефалия (череп имеет уменьшенные размеры, мозг – тоже).
  • Гидроцефалия (в желудочках мозга накапливается слишком много ликвора из-за его избыточной продукции либо затрудненного оттока).
  • Фенилкетонурия (вызывает фенилпировиноградную олигофрению). Возникает по причине нарушения метаболизма фенилаланина, что приводит к образованию большого количества токсичного продукта распада. В результате поражается центральная нервная система, проявляются признаки олигофрении.
  • Токсоплазмоз. Если беременная женщина болеет токсоплазмозом, токсоплазмы могут проникнуть в плод и вызвать разные пороки развития (и головного мозга в том числе).
  • Болезнь Дауна (лишняя 21 хромосома провоцирует развитие сердечных пороков, физического и умственного развития).

Симптомы олигофрении

Симптомами олигофрении у детей раннего возраста являются:

  • отклонения в строении внутренних органов;
  • нарушения в строении тела, лица, головы;
  • выраженные признаки фенилкетонурии;
  • слишком бледные кожные покровы;
  • судороги;
  • кислый запах кожи и мочи;
  • мышечная слабость;
  • очень светлые голубые глаза.

Также признаками олигофрении у детей являются: неумение держать голову, вставать, сидеть.

К общим симптомам заболевания, характерным и для взрослых, и для детей, относят:

  • отставание в умственном развитии;
  • отставание в физическом развитии;
  • нарушения речи;
  • проблемы, связанные с абстрактным мышлением (пациенты не могут сказать, как называются одним словом «яблоко», «груша», «банан», не могут пояснить, что такое «любовь», «дружба», «гнев» и пр.);
  • проблемы в узнавании людей и вещей (при тяжелых степенях олигофрены не могут узнать даже своих родных);
  • сложности при выполнении бытовой работы, при овладении разными видами деятельности (письмо, чтение, счет), при самообслуживание (одеться, поесть, умыться, причесаться);
  • склонность к подчиняемости другим людям, повышенная внушаемость;
  • эмоциональные нарушения в виде вспышек злости, агрессии, раздражительности.

То, насколько сильно выражены у больного те или иные симптомы, зависит от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей.

Если Вы обнаружили у себя схожие симптомы, незамедлительно обратитесь к врачу. Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

Диагностика

Чтобы выявить признаки олигофрении, врачом проводятся:

  • Анализ жалоб пациента. Изучение анамнеза. Выясняется:
    — с какого возраста начали появляться симптомы умственного развития;
    — как протекала беременность матери;
    — часто ли больной простывал в детстве;
    — какие болезни перенес до трехлетнего возраста;
    — как питался (не голодал ли).
  • Осмотр психиатра, в ходе которого оцениваются интеллектуальные способности больного с помощью специальных шкал, опросников, во время обычной беседы. При этом врач изучает, насколько развита речь олигофрена, может ли он адаптироваться к новым условиям, как он общается с родственниками и друзьями.
  • МРТ, КТ головы, которые дают возможность послойно изучить строение мозга и обнаружить его повреждения (если таковые имеются).

Олигофрения

Олигофрения – общее стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах. Проявляется снижением интеллекта, эмоциональными, волевыми, речевыми и двигательными нарушениями. Олигофрения является полиэтиологическим заболеванием, может развиваться вследствие неблагоприятных внутриутробных воздействий, генетических аномалий, ЧМТ и некоторых заболеваний. Диагностика и оценка степени олигофрении осуществляется с учетом специальных критериев. Для выявления причины развития олигофрении проводится всестороннее обследование. Необходима терапия основного заболевания, реабилитация и социальная адаптация.

Общие сведения

Олигофрения, или умственная отсталость – форма психического дизонтогенеза, характеризующаяся преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Может быть врожденной или возникать в ранний постнатальный период. Является достаточно распространенной патологией. Согласно статистическим данным, в развитых странах олигофренией страдает около 1% населения, при этом у 85% пациентов наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 10% — умеренная, у 4% — тяжелая и у 1% — очень тяжелая. Некоторые специалисты считают, что олигофрения имеется примерно у 3% населения, но часть больных не попадают в поле зрения врачей из-за слабой выраженности патологии, удовлетворительной адаптации в обществе и разнородности подходов к диагностике.

У мальчиков олигофрения развивается в 1,5-2 раза чаще, чем у девочек. Большинство случаев диагностируют в возрасте 6-7 лет (начало обучения в школе) и 18 лет (окончание школы, выбор специальности, служба в армии). Тяжелые степени олигофрении обычно выявляют в первые годы жизни. В остальных случаях ранняя диагностика затруднена, поскольку существующие методики оценки мышления и способностей к социальной адаптации лучше подходят для достаточно «зрелой» психики. При постановке диагноза в раннем возрасте жизни речь идет, скорее, о выявлении предпосылок к диффузной задержке психического развития и определении прогноза. Лечение олигофрении осуществляют психиатры и психоневрологи в сотрудничестве с врачами других специальностей, психологами, логопедами и дефектологами.

Читайте также:  Катаральный гастрит: симптомы и лечение

Причины и классификация олигофрении

Можно выделить несколько причин развития олигофрении: генетические, обусловленные поражением плода во внутриутробном периоде, связанные со значительной недоношенностью, возникшие в процессе родов, вызванные поражениями головного мозга (травматическими, инфекционными и пр.) и спровоцированные педагогической запущенностью. В некоторых случаях причину возникновения умственной отсталости определить не удается.

Примерно 50% случаев тяжелой олигофрении являются следствием генетических нарушений. В список таких нарушений включают хромосомные аномалии при синдроме Дауна и синдроме Вильямса, нарушения процессов импринтинга при синдроме Прадера-Вилли и синдроме Ангельмана, а также различные генетические мутации при синдроме Ретта и некоторых ферментопатиях. К поражениям плода, способным вызвать олигофрению, относят ионизирующее излучение, гипоксию плода, хронические интоксикации некоторыми химическими соединениями, алкоголизм и наркоманию матери, резус-конфликт или иммунологический конфликт между матерью и ребенком, внутриутробные инфекции (сифилис, цитомегаловирус, герпес, краснуху, токсоплазмоз).

Олигофрения при значительной недоношенности возникает вследствие недоразвития всех систем организма и его недостаточной приспособленности к автономному существованию. Олигофрения при патологических родах может развиваться в результате асфиксии и родовых травм. К числу поражений головного мозга, провоцирующих олигофрению, относят черепно-мозговые травмы, гидроцефалию, менингит, энцефалит и менингоэнцефалит. Социально-педагогическая запущенность, как причина умственной отсталости, обычно выявляется у детей алкоголиков и наркоманов.

Ранее традиционно различали три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию. В настоящее время перечисленные названия исключены из Международной классификации болезней и не используются специалистами из-за стигматизирующего оттенка. Современные врачи и педагоги выделяют не три, а четыре степени олигофрении, и используют нейтральные обозначения, не имеющие негативной окраски. При легкой степени олигофрении коэффициент интеллекта составляет 50-69, при умеренной – 35-49, при тяжелой – 20-34, при глубокой – менее 20. Существуют также более сложные классификации олигофрении, учитывающие не только уровень интеллекта, но и выраженность других нарушений: расстройств эмоционально-волевой сферы, недоразвития речи, нарушений памяти, внимания и восприятия.

Симптомы олигофрении

Характерной особенностью олигофрении является всестороннее и всеобъемлющее поражение. Страдает не только интеллект, но и другие функции: речь, память, воля, эмоции, способность концентрировать внимание, воспринимать и перерабатывать информацию. В большинстве случаев наблюдаются двигательные нарушения различной степени выраженности. При многих заболеваниях, провоцирующих олигофрению, выявляются соматические и неврологические расстройства.

Страдает образное мышление, способность к обобщениям и абстрагированию. Мышление больных с тяжелой олигофренией напоминает мышление детей младшего возраста. При легких формах олигофрении нарушения выражены менее ярко, однако обращает на себя внимание конкретность мыслительных процессов, неспособность выйти за рамки текущей ситуации. Способность к концентрации внимания снижена. Больные с олигофренией легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении определенного действия. Инициатива носит незрелый, эпизодический характер и обусловлена не планированием и целеполаганием, а сиюминутными эмоциональными реакциями.

Память обычно ослаблена, в отдельных случаях при олигофрении наблюдается хорошее избирательное механическое запоминание простых данных: имен, названий, цифр. Речь скудная, упрощенная. Обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, склонность использовать короткие фразы и простые предложения, а также ошибки при построении фраз и предложений. Нередко выявляются различные дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой умственной отсталости возможно чтение и понимание прочитанного, однако обучение занимает больше времени, чем у здоровых сверстников. При тяжелой олигофрении пациенты либо не умеют читать, либо, в случае многолетнего упорного обучения, – распознают буквы, но не могут понять смысла прочитанного.

Наблюдается более или менее выраженное снижение способности к решению повседневных житейских вопросов. Больным олигофренией трудно подобрать одежду с учетом погодных условий, самостоятельно купить продукты, приготовить еду, сделать уборку в квартире и т. д. Пациенты легко принимают необдуманные решения и попадают под влияние других людей. Уровень критики снижен. Физическое состояние может сильно варьировать. Некоторые больные нормально развиты, иногда физическое развитие существенно превышает средний уровень, однако в большинстве случаев при олигофрении наблюдается некоторое отставание от нормы.

Олигофрения у детей

Выраженность клинических проявлений олигофрении зависит от возраста. Большинство признаков становятся хорошо заметными после 6-7 лет, однако некоторые симптомы можно распознать и в более раннем возрасте. У малышей часто наблюдается повышенная раздражительность. Они хуже сверстников вступают в эмоциональный контакт с взрослыми, меньше общаются с ровесниками, проявляют мало интереса к окружающему. Обучение детей с олигофренией элементарным действиям (использованию столовых приборов, одеванию, обуванию) занимает гораздо больше времени.

При олигофрении выявляется недоразвитие нормальной возрастной деятельности. До 3-4 лет, когда другие дети активно учатся играть, пациенты с олигофренией зачастую не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются ими манипулировать. В последующем больные предпочитают простые игры. Когда здоровые дети начинают активно подражать действиям взрослых, копируя их поведение на своем игровом пространстве, дети с олигофренией еще переставляют и вертят игрушки, осуществляя первое знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование либо не привлекают пациентов, либо осуществляются на достаточно примитивном уровне (каракули в возрасте, когда другие дети уже рисуют сюжетные картины и т. д.).

Олигофрения негативно влияет на способность распознавать свойства предметов и взаимодействовать с внешним миром. Дети либо проявляют хаотичную активность, либо действуют по жесткому шаблону, без учета реальных обстоятельств. Способность к концентрации внимания снижена. Развитие речи отстает от возрастной нормы. Пациенты с олигофренией поздно начинают лепетать, произносить первые слова и фразы, хуже сверстников понимают обращенную к ним речь, в последующем – плохо воспринимают словесные инструкции.

Для запоминания наглядного и словесного материала больным олигофренией требуется большое количество повторений, при этом новая информация плохо удерживается в памяти. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер – в памяти остается только яркое и необычное. Из-за слабости или отсутствия образного мышления дети с олигофренией плохо решают абстрактные задачи, воспринимают изображения на картинках, как реальные обстоятельства и т.п. Отмечается ослабление волевых качеств: импульсивность, отсутствие инициативы, недостаток самостоятельности.

Эмоциональное развитие при олигофрении также отстает от возрастной нормы. Гамма переживаний более скудная по сравнению со здоровыми сверстниками, эмоции поверхностны и нестабильны. Нередко наблюдается неадекватность, преувеличенность эмоций, их несоответствие ситуации. Отличительной чертой олигофрении является не только общее отставание, но и своеобразие развития: неравномерность «созревания» отдельных аспектов психической деятельности и двигательной активности с учетом возрастной нормы, замедление развития, скачкообразность развития с отдельными «всплесками».

Диагностика олигофрении

Диагностика обычно не вызывает затруднений. Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнеза (данные о задержке психического и физического развития), беседы с пациентом и результатов специальных исследований. В процессе беседы врач оценивает уровень речи больного олигофренией, его словарный запас, способность к обобщениям и абстрактному мышлению, уровень самооценки и критичности восприятия себя и окружающего мира. Для более точной оценки психических процессов применяют различные психологические тесты.

В процессе исследования мышления пациента с олигофренией просят объяснить смысл метафор или пословиц, определить последовательность событий, изображенных на нескольких рисунках, сравнить несколько понятий и пр. Для оценки памяти пациенту предлагают запомнить несколько слов или пересказать короткую историю. Для определения причины развития олигофрении проводят всестороннее обследование. Перечень анализов и инструментальных исследований зависит от выявленных соматических, неврологических и психических нарушений. Больным олигофренией могут быть назначены МРТ головного мозга, ЭЭГ, исследования кариотипа, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз и др.

Лечение и реабилитация при олигофрении

Коррекция отставания психического развития возможна только при раннем выявлении ферментопатий. В остальных случаях при олигофрении показана симптоматическая терапия. При выявлении внутриутробных инфекций проводят соответствующее лечение. Больным олигофренией назначают витамины, ноотропные препараты, антигипоксанты, антиоксиданты и средства для улучшения метаболизма в головном мозге. При психомоторном возбуждении используют седативные препараты, при заторможенности – мягкие стимуляторы.

Важнейшей задачей специалистов в области психиатрии, психологии, неврологии, дефектологии и педагогики является максимально возможная адаптация больного к самообслуживанию и жизни в социуме. Ребенок с олигофренией, находясь среди людей, зачастую живет фактически в изоляции. Он плохо понимает окружающих, окружающие плохо понимают его. Эта особенность нередко усугубляется недостаточностью эмоциональных контактов с ближайшими родственниками.

Чувства родителей после постановки диагноза олигофрения ухудшают спонтанное понимание переживаний ребенка. Малыш, и без того недостаточно живо реагирующий на других людей, не получает достаточно поддержки и уходит в себя, что затрудняет дальнейшее обучение и социализацию. Для устранения этой проблемы проводят занятия с родителями и детьми, обучая взрослых правильно устанавливать контакт и общаться с ребенком, страдающим олигофренией, а ребенка – контактировать с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Больного направляют к логопеду для проведения коррекционных занятий при системном недоразвитии речи.

Большое внимание уделяют вхождению в коллектив сверстников: класс, группу в детском саду, обучающую или игровую группу. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в специальный коррекционный класс или школу, в последующем – помогают больному олигофренией выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки. План лечения, мероприятий по реабилитации и адаптации составляют индивидуально, с учетом степени олигофрении, особенностей физического развития, наличия или отсутствия неврологических и соматических расстройств.

Прогноз при олигофрении определяется степенью умственной отсталости, временем постановки диагноза и начала лечения. При своевременном лечении и реабилитации пациенты с легкой степенью олигофрении способны решать бытовые проблемы, осваивать несложные профессии и самостоятельно существовать в социуме. Иногда им требуется поддержка при решении сложных вопросов. Больных с умеренной и тяжелой олигофренией можно обучить выполнению несложных домашних обязанностей. Необходима регулярная поддержка, при наличии специально оборудованных рабочих мест возможно трудоустройство. Пациенты с глубокой олигофренией нуждаются в постоянном уходе.

Ссылка на основную публикацию