Дискалькулия: симптомы и лечение - Doctorluchina-Levizkaya.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Дискалькулия: симптомы и лечение

Дискалькулия у детей

Дискалькулия у детей – это специфическое расстройство развития школьного навыка, характеризующееся снижением способности к изучению арифметики и других математических наук. Проявляется трудностями либо полной неспособностью понимать цифровые символы, сравнивать величины, выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления. Дошкольники позже начинают идентифицировать геометрические фигуры, размеры объектов. Школьники отстают в освоении учебных предметов, требующих работы с числами и расчетами. Диагностика проводится при помощи комплекса специальных проб. Программа коррекции составляется индивидуально, реализуется психологом или логопедом

МКБ-10

Общие сведения

Термин «дискалькулия» происходит из английского языка и переводится как «неумение, неспособность подсчитывать». Синонимичное название расстройства – математическая дислексия. В МКБ-10 оно отнесено к категории специфических расстройств развития учебных навыков, часто сочетается с дислексией (специфическим нарушением чтения), СДВГ, бессонницей. Распространенность дискалькулии среди дошкольников и младших школьников составляет около 6%. Мальчики и девочки в одинаковой степени подвержены данному нарушению. Симптомы наиболее развернуто проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, на эти периоды приходится пик диагностики.

Причины

По этиологии расстройство навыка счета может быть генетическим, органическим или психогенным. Нередко оно формируется при воздействии сразу нескольких факторов. Установление ведущей причины является важной диагностической задачей, так как ее характер определяет направленность лечения и прогноз. Дискалькулия может быть обусловлена:

  • Наследственной отягощенностью. Установлено, что среди детей с трудностями освоения арифметических знаний большинство имеет родителя с таким же расстройством. Этот факт подтверждает наличие генетического фактора. Измененный ген в настоящее время не выявлен.
  • Негативным опытом обучения математике. Дискалькулия провоцируется принуждением к занятиям арифметикой, применением суровых наказаний за ошибки, напряженными и конфликтными отношениями между ребенком и учителем (родителем, воспитателем). Подобные проблемы способствуют возникновению стойкого страха, неуверенности в себе, замкнутости, негативного отношения к математике.
  • Органическими поражениями ЦНС. В основе расстройства могут лежать дисфункциональные нарушения головного мозга, искажающие процесс обработки зрительной информации, снижающие способность к восприятию пространственных отношений, установлению последовательностей. Причинами патологии становятся осложнения при беременности и/или в родах, внутриутробные инфекции и интоксикации (алкоголизм, курение, наркомания матери), перенесенные в раннем детстве черепно-мозговые травмы и инфекционные болезни, поражающие ЦНС.

Патогенез

Патофизиологической основой дискалькулии является нейронная дисфункция во внутритеменной борозде, недостаточность нейронной передачи во всей теменной доле, а также в прилегающих зонах – в префронтальной коре, поясной коре, задней части височной доли и субкортикальных зонах. Данные участки ответственны за восприятие символов (букв, цифр), понимание пространственных соотношений, умение совершать математические операции.

На уровне познавательных процессов при дискалькулии определяется когнитивный дефицит представления символической цифровой информации, проявляющийся трудностями при расшифровке арифметических примеров, обработке смысла и значения математических расчетов и условий задач. Другими патогенетическими механизмами являются нарушение доступа к оперативной памяти на числа, снижение концентрации и функции распределения внимания, недостаточное развитие кратковременной памяти, функции планирования и контроля сложной (этапной) деятельности, недостаточная скорость обработки поступающей информации.

Классификация

Дискалькулия характеризуется нарушением одного или нескольких процессов, обеспечивающих формирование счетного навыка. В зависимости от дефицитарности того или иного компонента выделяют пять видов расстройства, различающихся по симптоматике и требующих различных техник психокоррекции:

  • Вербальная дискалькулия. Свойственны трудности называния и восприятия математических категорий на слух. Дети относительно успешно справляются с письменными заданиями, но не могут ответить на устные вопросы.
  • Практогностическая дискалькулия. Ученики испытывают сложности при переводе абстрактных математических понятий в конкретные примеры и наоборот. Они могут оперировать категориями («сложение», «деление»), но им не дается сравнение наглядных объектов, переведение условий задачи в символическую схему.
  • Лексическая дискалькулия. При данном виде расстройства обнаруживаются проблемы чтения цифр, математических знаков, примеров, уравнений. Хорошо развито аудиальное усвоение понятий, но невозможно их понимание при самостоятельном прочтении.
  • Графическая дискалькулия. Затруднения возникают при необходимости написать математические символы. Дети могут использовать абстрактные понятия устно, но письменные работы даются тяжело.
  • Идеогностическая дискалькулия. Нарушена способность выполнять мысленные расчеты без использования символов – цифр, арифметических знаков. Пациентам необходима чувственная опора для решения примеров и задач (письменный расчет, использование палочек, рисование данных задачи).
  • Операциональная дискалькулия. Отмечаются проблемы письменного и устного выполнения арифметических операций. Ребенок может понимать числа, сравнивать их, но долго осваивает цифры (символические обозначения чисел) и математические знаки.

Симптомы дискалькулии

Расстройство навыков счета проявляется по-разному, зависит от вида нарушения и возраста ребенка. Симптомы определяются уже в дошкольном периоде, когда формируются первые арифметические способности, максимально разворачиваются в младших классах, а без специальной коррекции сохраняются на протяжении средних, старших классов. Взрослые компенсируют дискалькулию, выбирая профессию и образ жизни, не связанные с математикой.

Дошкольники имеют проблемы с освоением прямого и обратного счета в пределах десятка, позже понимают, что такое числа. У них снижена способность измерять, сравнивать и классифицировать: не могут выбрать из двух яблок большее, посчитать количество карандашей и записать его цифрой. Имеются проблемы распознавания математических символов – нет связи между графическим изображением числа и его словесным звучанием: «4» и «четыре». При дисграфических расстройствах дети ошибаются, копируя цифры с образца и записывая их под диктовку. Нередко они путают внешне похожие символы (3 и 8, 6 и 9), отображают их перевернутыми или зеркальными. При вербальной форме расстройства выявляются ошибки идентификации чисел, схожих по звучанию при словесном предъявлении: малыши путают «девять» и «десять», «семь» и «восемь». Недостаточность функции контроля и планирования обнаруживается как неспособность ребенка удержать инструкцию, произвольно остановить счет или начать его с определенной цифры. При порядковом счете числа дублируются, упускаются.

У учеников младшей школы имеются сложности распознавания арифметических символов. Они ошибаются со знаками «-» и «+», « ». При мнестических расстройствах выявляется неспособность заучить и воспроизвести из памяти даже простые математические структуры, например, таблицу умножения. Затруднено распознавание и перевод в математическую запись грамматических конструкций «меньше, чем», «меньше на», «меньше в», «больше, чем», «больше на», «больше в». Дети продолжают использовать наглядные предметы – пальцы, счетные палочки, карандаши – для счета и простых операций. Им сложно запомнить правила выполнения расчетов, порядок действий. При нарушении восприятия пространства складывают и вычитают справа налево, в примере «7-3=» от трех отнимают семь. Ошибаются при перенесении операций сложения и вычитания из горизонтального вида в вертикальный, путают колонки цифр местами при умножении «столбиком» и делении «уголком».

В средних и старших классах дискалькулия влияет на освоение алгебры, геометрии и смежных наук, где требуются арифметические расчеты. Учащиеся нередко не понимают формулировки задач, не анализируют условия, не удерживают в уме данные, даже если имеется визуальная опора в виде текста или картинок. Проявляются сложности в установлении связей между понятиями, различении ключевой информации от второстепенной. К общим симптомам относятся трудности распознавания даты и времени, составления бюджета, снижение ориентировочных способностей в незнакомой обстановке, неумение анализировать задачи и применять разные подходы и формулы для ее решения. Не всегда доступно понимание графиков, формул, таблиц. Подростки плохо ориентируются по карте местности, не пользуются информацией на табло движения общественного транспорта.

Осложнения

Уровень развития математических способностей у детей имеет практическую значимость. В повседневной жизни людям приходится ежедневно оперировать математическими навыками, анализировать количество объектов, их размер и удаленность. Счетная деятельность важна при дошкольной подготовке и в течение всей учебы в средней школе, профессиональных учреждениях образования. Отсутствие психолого-педагогической поддержки детей приводит к неуспеваемости по математике, физике, химии, черчению, информатике и по некоторым другим предметам. Трудности освоения школьных программ способствуют снижению познавательного интереса ребенка, прогулам занятий, а в дальнейшем – к отказу от получения профессионального образования, трудоустройства.

Диагностика

Вопрос о необходимости обследования ребенка чаще всего возникает при подготовке к первому классу либо в начальной школе. За первичной консультацией родители обращаются к педагогам, школьным психологам, логопедам. Профессиональная диагностика и подтверждение диагноза осуществляются врачом-психиатром. Он проводит беседу, собирает анамнестические данные и уточняет жалобы. Специалист уделяет внимание условиям проживания и воспитания, наличию неврологических и психических болезней у пациента, дислексии и дискалькулии у матери или отца. Дополнительно психолог выполняет ряд специфических проб:

  • Классификация, сравнение, счет. Для обследования старших дошкольников используются пробы на прямой счет до десяти, сравнение размеров и количества объектов, классификацию предметов, идентификацию геометрических фигур. Учитывается развитие пространственной ориентировки, умение удерживать инструкцию, производить поэтапные операции.
  • Арифметические операции. Младшим школьникам предлагается выполнить тесты на расположение чисел по порядку их убывания и возрастания, сравнение чисел, решение примеров на сложение и вычитание, определение правой и левой стороны. Сложность тестов подбирается индивидуально с учетом возраста.
  • Перекодирование информации. Ученики среднего и старшего звена решают задачи, требующие переведения словесных конструкций («больше», «прирост на», «сокращение на») в математические схемы. Оценивается умение осуществлять сложные поэтапные операции, применять формулы, использовать дроби.

С целью дифференциальной диагностики исследуется общий уровень интеллекта, степень развития речи и мнестических функций. Полученные данные позволяют различить дискалькулию с олигофренией, ЗПР, педагогической запущенностью, задержкой речевого развития. Ключевым диагностическим признаком является изолированное снижение арифметических навыков при относительно нормальном развитии памяти, интеллекта, внимания, эмоционально-волевых качеств.

Лечение дискалькулии

Помощь детям с расстройством математических навыков основана на психокоррекционных упражнениях, активирующих нейронные связи в специфических участках мозга. Занятия проводятся логопедами, педагогами-психологами. По необходимости врачи-неврологи и психиатры назначают прием ноотропов. Коррекционное воздействие осуществляется в трех направлениях:

  • Развитие пространственных функций. Для освоения арифметики необходим сформированный навык ориентировки в окружающем пространстве, умение устанавливать соотношения между объектами и их изображениями, оперирование понятиями высоты, глубины, ширины, длины, направления лево/право. Применяются задания с кубиками Коса, доски Сегена, игровые техники с определением направления движения и расположения объектов (внизу, вверху, впереди, позади, слева, справа).
  • Развитие речи. Умение словесно выражать мысль является важным условием устранения дискалькулии. Выполняются упражнения, ориентированные на увеличение запаса слов, освоение терминов математики, их правильное употребление. Вначале дети осваивают слова «больше», «меньше», «равно», наименования фигур, учатся классифицировать предметы, выделяя ведущие признаки. Затем изучают порядковый счет, практикуют включение в речь чисел.
  • Развитие способностей к арифметике. При положительном результате речевых занятий специалист переходит к обучению простым математическим действиям. Дети проговаривают и записывают выполняемые операции, воспроизводят их на наглядном материале, разбирают смысл задач, тренируются удерживать условия, подбирать логику решения. Постепенно вводится представление о составных частях целого, практикуется разделение предмета на элементы и складывание его обратно. Отрабатывается навык написания цифр, других мелких символов.

Прогноз и профилактика

При своевременной коррекции дискалькулия преодолевается, ребенок начинает осваивать счет, простые операции и термины, его успеваемость в школе повышается. Для профилактики практогностической дискалькулии рекомендовано выполнение простых примеров, задач с озвучиванием действий, параллельным использованием наглядной опоры – рисунка, пальцев, счетных палочек. Предупреждение графической дискалькулии включает тренировку мелкомоторных движений, координации «образ-движение руки»; вербальной дискалькулии – усвоение названий операций, практику их использования в беседе; дислексической дискалькулии – формирование представлений о цвете, форме, размере, задания на узнавание знаков и цифр; операциональной дискалькулии – освоение счета, вербальное использование специфических терминов.

Что такое дискалькулия у детей и взрослых? Виды и признаки нарушений

Под дискалькулией понимают нарушение способностей к счетным операциям. Чаще всего этот недостаток проявляется в дошкольном возрасте. В случае возникновения дискалькулии ребенок просто не воспринимает математические символы. В некоторых случаях дети могут справляться со сложением и вычитанием, но, например, совершенно быть неспособными к умножению и делению.

Читайте также:  Периартрит: симптомы и лечение

У кого может возникнуть дискалькулия?

Наиболее подвержены этому нарушению младшие школьники и дошкольники. Родители начинают замечать, что ребенок плохо считает. Методы коррекции подбираются специалистами в индивидуальном порядке.

Как часто встречается дискалькулия?

По разным данными приблизительно 5-6 процентов учащихся младших классов испытывают сложности с счетными операциями. Данная статистика не может претендовать на полную объективность, поскольку диагностика дискалькулии производится лишь в некоторых случаях. В большинстве ситуаций тот факт, что ребенок плохо считает, родители не склонны связывать с каким-либо отклонением. Как правило, такого ребенка определяют как “гуманитария” и концентрируются на его способностях к другим наукам.

На первые признаки дискалькулии психологи советуют обращать внимание в 5-6 лет ребенка. Именно в этот возрастной период ребенок начинает активно учиться и знакомиться с числовыми символами и действиями, производимыми с ними.

Акалькулия и дискалькулия не одно и то же?

Нет, эти понятия принято различать. Например, отличия состоят в том, что ребенок, у которого выявлена дискалькулия, испытывает сложности в освоении арифметики. Что касается акалькулии, то под этим термином понимают полное отсутствие способности к выполнению счетных операций. Причинами акалькулии могут быть как сильные отклонения в психике, так и педагогическая запущенность или грубые нарушения в воспитании ребенка.

Почему появляется дискалькулия?

Различают три причины возникновения:

  • Психогенную
  • Органическую
  • Генетическую

В некоторых случаях несколько причин могут сочетаться между собой. Родителям следует помнить, что без четкого выявления признаков и причин дискалькулии, подобрать грамотные меры для устранения недуга практически невозможно.

Рассмотрим каждую причину возникновения дискалькулии в отдельности

Психогенные нарушения характеризуются отрицательным или вовсе негативные отношением ребенка к арифметическим операциям. С чем это может быть связано? Например, с давлением от родителей и учителей в процессе обучения азам. Физические наказания за плохие оценки, конфликты между учителем и ребенком тоже можно отнести к психогенным причинам.

Генетические причины дискалькулии встречаются у младших школьников и дошкольников, у родителей которых встречались аналогичные сложности с арифметическими действиями. К сожалению, ученым пока не удалось отыскать ген, который отвечает за способности к сложению, вычитанию, умножению и делению. Но ряд специалистов все чаще говорят о генетической природе данного расстройства и ведут активные исследования в этом направлении.

Органические причины дискалькулии связаны с определенными нарушениями в строении и работе некоторых участков головного мозга. В данном случае речь идет об областях мозга, которые отвечают за способность воспринимать и анализировать полученную информацию. Как могут возникнуть такие причины дискалькулии? Вариантов немало. Это могут быть последствия воздействия на плод во время беременности или травмы в процессе родов. Как правило, органический тип дискалькулии плохо поддается коррекции и встречается даже у взрослых людей.

Дискалькулия и мозг

Вне зависимости от того, что явилось причиной данного расстройства, у человека, страдающего дискалькулией наблюдается нейронная дисфункция в области теменной коры больших полушарий. Нарушения отчетливо наблюдаются в области внутритеменной борозды. Именно здесь располагается центр, который отвечает за восприятие символов и способность к счету. Если у ребенка выявлена дискалькулия, то чаще всего можно обнаружить, что одновременно с этим, у него также наблюдаются сниженные способности к познанию и анализу полученной информации. Как правило, это можно объяснить недостаточной скоростью обработки поступающих данных и недостаточной концентрацией.

Какие основные типы дискалькулии встречаются?

  • Графическая дискалькулия. Человек испытывает сложности в написании чисел и других символов. В этом же случае наблюдаются сложности в восприятии геометрических фигур.
  • Практогностическая. Абстрактные математические понятия не могут быть переведены в реальные примеры. В результате ухудшается восприятия арифметических вычислений и человек испытывает сложности в их применении на практике.
  • Лексическая. Ребенок может воспринимать информацию о правилах и числах от учителей или родителей, но не может заниматься самостоятельно, поскольку не может воспринимать математические знаки с помощью чтения.
  • Вербальная. Числа и математические понятия не воспринимаются или недостаточно хорошо воспринимаются на слух. При этом сохраняется способность выполнять письменные задания.

Отдельные типы дискалькулии могут сочетаться друг с другом, затрудняя диагностику и последующее лечение.

Как диагностировать симптомы дискалькулии?

Каждое отклонение имеет свои признаки. Если вы заметили у ребенка один из вышеописанных признаков, попробуйте обратиться к логопеду или психологу. Только специалист может увидеть признаки дискалькулии, провести необходимые тесты и установить верный диагноз. Постановка диагноза занимает некоторое время. Помимо сбора анамнеза, специалист обязательно проведет несколько тестов на восприятие и применение на практике абстрактных чисел, изучит неврологические функции человека, проведет оценку способностей к математике. Иногда к постановке диагноза подключают специальную технику: человеку с подозрением на дискалькулию могут провести электроэнцефалографию или МРТ.

Как лечить дискалькулию?

Схема лечения зависит от типа дискалькулии или их комбинации. В лечение могут быть включены специальные упражнения на вычисления, упражнения на ориентацию в собственном теле и пространстве, заучивание стихов. В некоторых случаях невролог или психолог может назначить антиоксиданты или ноотропы. Если использовать комплексный подход к лечению и грамотно выполнять все рекомендации специалиста, то можно с уверенностью говорить о том, что дискалькулия может легко поддаваться лечению не только у детей, но и у взрослых.

Улучшить способности к счету можно и с помощью специальных тренажеров. Сложение, вычитание, умножение и деление — если регулярно тренироваться, все эти математические операции можно выполнять в уме.

Дискалькулия

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Дискалькулия – нарушение, выраженное в неспособности человека к счету, решению математических задач. Чаще всего это состояние проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Часто детей, страдающих дискалькулией, признают или умственно отсталыми или ленивыми, их помещают в специальные классы для отстающих. Для дальнейшего полноценного развития и успешного обучения ребенка важно провести своевременную диагностику и коррекцию этого нарушения.

[1], [2]

Код по МКБ-10

Эпидемиология

Дискалькулия, обусловленная различными факторами, встречается в среднем у 6 % детей.

[3], [4], [5], [6], [7], [8], [9]

Причины дискалькулии

Дискалькулия у взрослых людей проявляется в результате нарушения нормальной работы мозга. К этому заболеванию могут привести органические поражения височного отдела головного мозга. К этому могут приводить кровоизлияния и тромбы, опухоли и кисты головного мозга, черепно-мозговые травмы.

Развитие дискалькулии у взрослого человека требует немедленного обращения к неврологу!

К психотравматическим факторам относятся:

  1. Боязнь математики. Этот психологический фактор значительно влияет на способность детей к счету. Возможно, у ребенка есть плохие воспоминания об обучении математике, когда ему не удавалось правильно решать примеры, и его за это наказывали или ругали. В таком случае неуверенность в себе и страх перед повторным наказанием снижает способности ребенка к счету.
  2. Общее нарушение психологического здоровья ребенка. Часто это расстройство наблюдается у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Расстройства мыслительной деятельности, которые приводят к дискалькулии:

  1. Нарушения в обработке визуальной информации – детям не удается визуализировать то, что описано в задаче.
  2. Проблемы с абстрактно-логическим мышлением.
  3. Проблемы с памятью, неспособность выучить формулы и правила решения математических задач.
  4. Низкая концентрация внимания.

[10]

Патогенез

Патогенез заболевания может быть связан как с врожденными нарушениями умственного развития ребенка, так и с травмами или психологическими факторами.

[11], [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18]

Симптомы дискалькулии

Дискалькулия – это не только нарушение способности к счету, это комплексные расстройства мыслительной деятельности, которые проявляются различными симптомами.

  1. Ребенок не понимает, что такое число и не знает названия чисел.
  2. Он не понимает, по какому принципу выстроен числовой ряд, не способен определить место числа в последовательности.
  3. Ребенок не способен производить операции со сложными числами, не понимает, как разложить число на слагаемые.
  4. У ребенка нарушена способность к сравнению чисел. Он не понимает, что означает большее и меньшее число.
  5. Сравнения количества и размеров предметов также вызывают затруднения.
  6. Ребенку трудно производить арифметические действия над числами, он не понимает значение этих действия. Он способен выполнять только элементарные арифметические операции с помощью ручного, а не мысленного счета.
  7. Ребенок не знает последовательности арифметических действий и не способен решать примеры из нескольких действий.
  8. Он не может запомнить названия чисел и математические термины, не знает, что они означают.
  9. Ребенок не способен правильно записать числа.
  10. Из-за нарушений способности к визуализации ребенок способен решать задачи только при условии наличия их предметного составляющего. Он не способен представить то, что описывается в задаче.

В целом, дискалькулия у детей проявляется в неспособности понимать и решать математические и логические задачи. Ребенок не способен запомнить и понять условия задачи и выработать алгоритм ее решения. Дискалькулия у школьников часто связана с тем, что они к тому же не способны правильно рассчитать свое время. Все это приводит к низкой успеваемости в школе.

[19], [20]

Формы

В зависимости от патогенеза выделяют следующие виды этого заболевания:

  1. Практогностическая. У ребенка не получается посчитать объекты, определить, сколько их, сопоставить численность одной и другой группы.
  2. Вербальная. Ребенок ошибается, когда называет числа, действия, которые над ними совершают, геометрические фигуры.
  3. Графическая. У ребенка не получается записать числа, знаки математических действий, нарисовать геометрические фигуры.
  4. Дислексическая. Ребенок ошибается, когда читает числа и арифметические знаки в условии задачи.
  5. Операциональная. Ребенку трудно совершать математические действия над числами, решать простые или сложные примеры. У ребенка могут наблюдаться несколько групп симптомов. После определения вида заболевания специалистами разрабатывается терапия, направленная на коррекцию существующих нарушений и предупреждение развития других видов дискалькулии.

[21]

Осложнения и последствия

Последствия и осложнения дискалькулии проявляются в неспособности ребенка освоить школьную программу и отказе от дальнейшего обучения. Неспособность к счету сопровождается слабой способностью усваивать и гуманитарные науки. Как следствие, такой человек не способен овладеть какой-либо профессией, испытывает затруднения в жизни.

[22], [23], [24], [25], [26], [27]

Дифференциальная диагностика

Первые признаки дискалькулии проявляются в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые сталкивается с потребности считать, и элементарные математические операции вызывают у него трудности. Если родители выявили у ребенка подобные проблемы, им следует обратиться к специалисту-логопеду или детскому психологу. Специалистами проводится дифференциальная диагностика вида нарушения, выявляются его причины и разрабатывается метод коррекции.

Для точной диагностики ребенку предлагают совершить ряд математических операций:

  • посчитать от 10 до 20;
  • сравнить числа между собой;
  • расставить предложенные числа по убыванию или возрастанию;
  • произвести элементарные арифметические операции над числами;
  • назвать и рассортировать по цвету, размеру разные геометрические фигуры.

Способность или неспособность ребенка к тем или иным группам математических действий позволяет поставить четкий диагноз и определить вид дискалькулии. От этого напрямую зависит дальнейшее лечение.

[28], [29]

К кому обратиться?

Лечение дискалькулии

Коррекцию нарушения проводят в логопедических пунктах, а так же в поликлиниках и специализированных лечебных центрах. Для эффективной коррекции требуется совместная работа врача-логопеда, невропатолога и детского психолога. В терапии используются специальные компьютерные игры для детей с дискалькулией и интерактивные занятия со специалистом.

Читайте также:  Острый вирусный гепатит: симптомы и лечение

Терапевтические игры при дискалькулии направлены на обучение ребенка счету и выполнению математических операций. Его учат сравнивать предметы, сортировать их по различным характеристикам. После того, как ребенок достигает успеха в этом, можно начать обучать его простым арифметическим действиям. При этом важно добиться, чтобы ребенок понял логику совершаемых операций и простейших математических действий. Затем его обучают раскладывать целый объект или число на части и собирать из них целое.

Для коррекции нарушения очень важно развивать грамотную и богатую речь ребенка, обогащать запас слов, включая математические термины. Для начала ребенок должен правильно называть цифры, и действия, которые с ними совершаются, геометрические фигуры и их характеристики: цвет, размер. Затем ребенка обучают правильно использовать выученные слова в разговорной речи. Пристальное внимание уделяют письменной грамотности: способности правильно записать цифры и математические знаки.

Параллельно с коррекцией неспособности к счету важно проводить общее развитие мыслительных способностей ребенка: развитие абстрактно-логического мышления, зрительной памяти, пространственной ориентации, способности к прогнозированию, музыкальных способностей. Детей обучают самоконтролю и способности оценивать и распределять свое время.

Ряд препаратов, например, витамины группы В, глицин, когитум, кортексин, при дискалькулии применяются для улучшения мозгового кровообращения и активизации высшей нервной деятельности.

Профилактика

Для профилактики нарушения практогностического типа рекомендуется проводить обучение детей навыкам счета в дошкольном возрасте. Ребенку нужно показывать, как считают предметы, как выполняются простейшие арифметические действия. При обучении важно проговаривать название чисел и математических действия и сопровождать это визуализацией (показывать количество пальцев или предметов). Важно развивать у ребенка способность соотносить реальный предмет и его изображение. При этом ребенок запоминает название предметов, чисел и арифметических действий.

Чтобы избежать развития операциональной дискалькулии, важно обучать ребенка правилам счета, порядку арифметических действий.

Чтобы избежать вербальной и дислексической дискалькулии, важно просить ребенка проговаривать названия чисел и действия, цвет, размер и форму геометрических фигур, предметов. При этом родитель должен контролировать правильность использование тех или иных слов, в мягкой форме корректировать ошибки.

Для профилактики графической дискалькулии важно развивать зрительную память ребенка и способность распознавать и оперировать зрительными образами. Важное значение имеет мелкая моторика и координация движений, умение на основе зрительной информации просчитать движения рук, например, оценить расстояние до предмета, успеть схватить движущийся объект.

Для профилактики всех видов заболевания важно развитие пространственного и абстрактно-логического мышления, всех видов памяти, грамотной и четкой речи, четкой координации.

[30], [31], [32]

Прогноз

При правильно подобранной терапии прогноз дискалькулии у детей благоприятный. Вовремя начатое лечение помогает скорректировать симптомы заболевания, подготовить ребенка к школе или повысить его успеваемость.

[33]

Дискалькулия — Что Это За Болезнь?

Что за болезнь — Дискалькулия? Каковы причины ее возникновения? Признаки и симптомы дискалькулии. Способы лечения и методы профилактики дискалькулии.

Дискалькулия — это нарушение, при котором у человека отмечается неспособность к счету и решению каких-либо задач, требующих выполнения арифметических действий. Данное явление чаще всего свойственно детям, но и у взрослых возможно диагностирование такого заболевания, как дискалькулия.

Нередко таких больных начинают считать умственно отсталыми или слишком ленивыми. В результате этого они оказываются в классах для детей с интеллектуальными нарушениями. Чтобы ребенок мог нормально развиваться, такое состояние надо диагностировать и лечить своевременно.

Второе название дискалькулии – специфическое расстройство арифметических навыков. Под ним это явление занесено в МКБ 10 с номером F81.2. В большинстве случаев нарушение является не симптомом какого-либо психического отклонения, а самостоятельной проблемой.

В основе болезни лежит полное отсутствие возможности оценивать количество предметов без специального подсчета (на глаз). За данную функцию в организме отвечает внутритеменная борозда. У лиц, которые страдают от нарушения, данная зона мозга меньшего размера. Нередко у них также присутствует и дислексия.

Основные характеристики нарушения

Данное специфическое нарушение в медицине чаще считается детским, так как диагностируется в раннем возрасте. Имеется отдельная классификация патологии, которая помогает более точно определить состояние пациента при диагностике.

Описание

Сам термин дискалькулия расшифровывается как неспособность (невозможность) подсчитывать, что абсолютно точно характеризует состояние. Международная классификация болезней относит данную патологию к специфическим расстройствам развития учебных навыков.

Среди детей от 5 до 10 лет нарушение встречается у 6%. Пик выявления состояния приходится на возраст от 7 до 12 лет, когда происходит наиболее интенсивное обучение и проблема становится явной.

Важно! Оба пола в равной степени страдают от этой патологии.

Больной может страдать от полной неспособности к обучению математике или только от частичного нарушения, при котором для него оказывается крайне сложным освоение определенной операции. У дошкольников состояние проявляется достаточно четко тем, что ребенок позже сверстников начал определять геометрические фигуры.

Во время учебы больной страдает от того, что начинает отставать от одноклассников не только в математике, но и во всех предметах, которые требуют математических действий.

Виды дискалькулии

При заболевании у больного отмечается нарушение одного или сразу нескольких процессов, которые обеспечивают развитие счетных навыков.

В зависимости от того какой из компонентов всего механизма, отвечающего за умение счета, нарушен, выделяют шесть разновидностей заболевания:

  1. Вербальная. Трудности возникают в том, чтобы называть и воспринимать на слух цифры и арифметические знаки. Больные письменные математические задачи больным под силу.
  2. Практогностическая. Ребенок оказывается не в состоянии перевести абстрактные понятия в конкретные примеры, или наоборот. Он не владеет понятиями: сложение, деление, вычитание и умножение. Не может переводить условия задачи в символическое написание.
  3. Лексическая. Больной испытывает большие затруднения или полную неспособность к прочтению цифр и знаков математики. Он не может понять примеры и уравнения. При этом у человека хорошо развито слуховое запоминание понятий, но применить их при прочтении задания он не может.
  4. Графическая. Патология проявляется в том, что написание цифр и знаков затруднено. Дети легко применяют понятия, но записать их практически не могут.
  5. Идиогностическая. Форма патологии, при которой больной не способен мысленно производить расчеты, не используя какие-либо символы или арифметические знаки, написанные на бумаге. Больным нужно постоянно иметь видимую опору для решения задач. Они могут легко провести письменный расчет, использовать палочки или считать на пальцах.
  6. Операционная. В этом случае у больного нарушены как письменные, так и устные способности к арифметическим операциям.Ребенок не может и сравнивать между собой числа. Он долго осваивает их графическое изображение, а также математические знаки.

Если дискалькулия у ребенка не связана с какими-то еще патологическими состояниями, которые указывают на нарушения общего интеллектуального развития, то умственная отсталость не диагностируется. Ему необходима корректирующая терапия для устранения нарушения, которая позволит учиться в обычной школе.

Проявления заболевания по возрастам

В зависимости от возраста больного проявления патологии различаются. На это следует обращать внимание при диагностике нарушения у человека.

Признаки

Общая симптоматика нарушений в большей или меньшей степени появляется у больных в любом возрасте. Это состояние сохраняется на протяжении всей жизни, но при правильной терапии, которая проведена еще в детстве, оно выражено незначительно.

Общая симптоматика нарушение такая:

  • сложности в вычислениях;
  • сложности при определении числа предметов на глаз (их требуется считать поштучно);
  • затруднения при счете и планировании времени;
  • некоторые нарушения координации;
  • затруднения при восприятии характеристик больше и меньше;
  • в большей или меньшей степени непонимание математических действий;
  • некоторые сложности при написании цифр и их названии вслух;
  • непонимание процесса, как можно решать задачи при отсутствии наглядных примеров.

Специфические проявления нарушения, свойственные определенным группам по возрасту, также имеются.

Дискалькулия у подростков, школьников


Нарушение у детей начинает проявляться с возраста 4-5 лет, когда начинается первое освоение арифметических действий и цифр. В зависимости от формы заболевания и его степени невозможным оказывается обучение арифметике полностью или только ее частям.

Во время уроков такой ребенок не воспринимает информацию, которая связана с арифметикой, и не понимает, как можно проводить какие-либо операции с числами.

Наиболее яркими симптомы нарушения становятся у младших школьников, когда нагрузка на больного возрастает и ему требуется усваивать большие объемы информации, в том числе математической. При отсутствии терапии состояние сохраняется и при дальнейшем обучении в средней и старшей школе. Для нормальной взрослой жизни ребенку следует строить будущее с выбором профессии, которая не будет связана с математикой.

Еще в дошкольном возрасте заподозрить наличие дефекта можно, если ребенок позже сверстников стал понимать, что такое цифры. Также у него отсутствует способность измерять предметы и сравнивать их размеры (выбрать большее и меньшее больной не может). Может наблюдаться спутанность в понимании сторон правой и левой.

Дискалькулия у взрослых

Если у взрослых состояние дискалькулия развивает неожиданно, то это является поводом для срочного обращения за медицинской помощью, так как, вероятнее всего, это один из симптомов угрожающего жизни состояния, которое начало развиваться и привело к поражению головного мозга.

Вызвать такое явление могут инсульты, травмы головы, опухолевые образования и кисты. Во всех этих случаях при своевременном начале лечения вероятность благоприятного исхода для больного высокая.

Если же заболевание присутствовало в детстве, во взрослой жизни оно сохраняется, но в значительно меньшей степени при условии, что проводилось лечение. При этом у человека могут возникать сложности при определении расстояний, планировании времени и вычислении значительных сумм.

Для обеспечения комфортной жизни такого больного родители должны определить для него еще в детском возрасте то, как он будет обращаться с деньгами, чтобы он мог выполнять простые операции, и подобрать ему специальность, которая исключает математику.

Причины, лечение и профилактика нарушения

В зависимости от того что вызвало неприятное явление, выбирается и наиболее эффективный метод коррекции состояния.

Причины

Главный фактор, вызывающий заболевание, – это неразвитость внутритеменной борозды.

Такое состояние вызывают определенные причины, к которым относятся:

  • недоношенность;
  • кислородное голодание плода в процессе родов;
  • тяжелый токсикоз у матери при беременности;
  • генетические патологии, приводящие к нарушению в строении головного мозга;
  • неправильное питание матери в период вынашивания ребенка;
  • травмы головы у ребенка в раннем возрасте, в том числе и родовые;
  • перенесенные нейроинфекции;
  • новообразования в мозге;
  • органические поражения мозга.

Также состояние может развиваться на фоне общей задержки развития и при наличии психотравмирующих факторов. Кроме этого, спровоцировать дискалькулию может и тяжелое психоэмоциональное потрясение, которое появилось в период первичного освоения арифметики из-за тяжелого принуждения и наказаний.

Лечение, коррекция

Лечением нарушения занимается логопед-психолог. Занятия по коррекции состояния проводятся в группах или индивидуально в поликлинике, или детском саду. Достаточно часто бывают созданы группы для лечения таких детей на базе центров, которые занимаются социализацией детей с умственной отсталостью.

Терапия проходит при помощи упражнений, которые в игровой форме учат ребенка правильно считать. Обязательно и развитие речи пациента.

Как избавиться

При коррекции применяются различные упражнения, которые помогают научиться визуально воспринимать числа, понимать их звуковые названия и осваивать принцип арифметических действий.

Примеры

  1. Игра с часами. Ребенок должен перемещать стрелки от цифры к цифре, проговаривая следом за логопедом название каждой из них. Постепенно ребенок сможет связывать внешнее обозначение цифры и ее название.
  2. Определение размеров. Ребенок складывает кучки из кубиков и после должен определить, в какой из них предметов больше. При успешном выполнении задания он получает поощрение.
  3. Игра в магазин. Ребенок играет роль продавца. Игра проводится не только на занятиях, но и дома.
Читайте также:  Розеола розовая: симптомы и лечение

Профилактика

Для снижения вероятности появления нарушения требуется вести правильный образ жизни в период беременности и грудного вскармливания. Если у ребёнка появляются сложности при обучении счёту, необходимо срочно показать его специалисту.

Главное о дискалькулии

Дискалькулия – это заболевание, которое требуется лечить. При этом состоянии часто у ребенка нет отставаний в учебе по предметам, в которых нет необходимости проводить вычисления.

У взрослых состояние может развиваться на фоне повреждений мозга. В зависимости от того какие из них имеют место, проводится терапия. Прогноз при своевременном начале лечения обычно благоприятный.

Столкнулись с дискалькулией? Поделитесь своим опытом лечения в комментариях.

Количество слов: 1385 Время на чтение: 7 мин.
Распечатать 🖶
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 3 733 раз!
Спасибо нашим читателям, которые пока не оставили ни одного комментария, но уже оценили статью 5 раз!

Симптомы дискалькулии у детей и способы коррекции нарушения

Нарушение появляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. Выглядит как неумение оперировать математическими категориями, непонимание сути арифметических операций, понятий «число», «сумма» и т.п.

Дискалькулия — это неумение оперировать математическими категориями, неспособность понимать суть арифметических операций, понятия «число», «сумма», «треугольник» и им подобные. Как правило, данное нарушение появляется у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте, но может возникнуть и у взрослого человека. Дискалькулию сложно диагностировать неспециалисту, поэтому зачастую дети с такой патологией попадают в специализированные классы для школьников с нарушениями психического развития.

Примерно 10% школьников страдают от той или иной формы дискалькулии. Не все родители знают, что при своевременной диагностике ещё в дошкольном возрасте можно предпринять эффективные меры по предупреждению этой патологии и облегчить ребёнку процесс освоения школьной программы.

Если ребёнок страдает от проявлений дискалькулии, он испытывает негативное отношение к «точным наукам». Хроническая неуспеваемость может отразиться и на овладении предметами гуманитарного цикла, а также стать причиной низкого социального статуса школьника. У него не складываются отношения со сверстниками, а педагоги и родители часто оказывают на него неоправданно мощное давление из-за его воображаемой лени и отсутствия прилежания. В дальнейшем такие дети испытывают трудности с выбором профессии и самореализацией.

Причины появления нарушения

К развитию патологии приводят:

  • Боязнь арифметики – в основе нарушения лежит негативный опыт обучения счёту путём принуждения, наказания. Связана эта необычная фобия с тем, что при решении арифметических примеров, особенно задач, у ребёнка возникали трудности или его часто ругали и наказывали. Со временем у него развился страх и неуверенность в своих силах из-за боязни быть наказанным.
  • Социальные проблемы. Они чаще всего возникают у детей, которые воспитываются в условиях педагогической запущенности, в неблагополучной семье.
  • Поражение теменной доли коры головного мозга из-за патологии беременности и родов, травм головного мозга и нейроинфекций, опухолей и генетически обусловленных дефектов.

У взрослых данная проблема часто появляется вследствие нарушения работы головного мозга. К её возникновению могут привести кровоизлияния, органические поражения в височном отделе, опухоли, тромбы, кисты и черепно-мозговые травмы. Спровоцировать возникновение дискалькулии могут и различные психологические травмы. При появлении проблем с применением математических знаний следует обратиться к психоневрологу.

Дискалькулия у детей часто возникает и из-за расстройств мыслительной деятельности. К таковым относятся:

  • нарушение в обработке зрительной информации;
  • пониженная концентрация внимания;
  • нарушение логического мышления;
  • проблемы с усвоением и запоминанием информации.

Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Симптомы проблемы

Дети, страдающие дискалькулией, не способны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры. Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые. Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».

  • сложности с различением и написанием цифр;
  • неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
  • нарушения координации тонких движений;
  • неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
  • сложность восприятия понятий «меньше», «больше»;
  • невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения;
  • сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями;
  • неспособность визуального определения количества предметов, составления их в группы без пересчёта их по одному.

Как только близкие обнаружили у ребёнка вышеперечисленные симптомы, следует незамедлительно обратиться за консультацией к логопеду или психотерапевту. Специалист проведёт дифференциальную диагностику, определит форму нарушения, выделит причины его появления и разработает эффективный метод коррекции.

Вследствие нарушения в обработке зрительной информации ребёнок может решать примеры, только если присутствует их предметная составляющая. Самостоятельно представить то, что написано в условии задачи, малыш не может. Кроме того, школьники в начальных классах неспособны рационально рассчитывать свободное время, что и приводит в будущем к плохой успеваемости и проблемам с поведением. На видео ниже данный аспект описан достаточно полно:

Формы дискалькулии

Она может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной. Специалисты выделяют следующие формы:

  • Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству.
  • Вербальная – невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с ними совершают.
  • Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур.
  • Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации.
  • Операциональная – у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических действий и решении элементарных примеров и задач.
  • Арифмерия – неспособность к обучению вычислительным операциям.
  • Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.

В некоторых случаях у детей, страдающих дискалькулией, могут возникнуть симптомы сразу нескольких форм данного заболевания. После определения вида специалист разрабатывает терапию, направленную на коррекцию нарушения и дальнейшую профилактику развития у ребёнка других её форм.

Существует такое понятие, как акалькулия — это нейропсихологический симптом, который проявляется в нарушении счёта и счётных операций из-за поражения различных участков коры головного мозга. Не нужно путать его с дискалькулией.

Тестовые задания для диагностики

Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему малышу посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.

Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:

  • посчитать от 10 до 20 (счёт до 10 может быть безупречен);
  • расположить числа в порядке возрастания и убывания;
  • сравнить два числа;
  • определить название геометрических фигур, классифицировать их по цвету, размеру;
  • выполнить арифметические действия (сложение и вычитание);
  • проанализировать схему тела человека;
  • определить направление вправо-влево.

После проведения обследования специалист может с точностью определить форму дискалькулии и начать работу по её коррекции.

Как проводится коррекция дискалькулии

Коррекцию (лечение) проводят в поликлинике или специализированном медицинском центре. Этим занимаются следующие специалисты: психоневролог, невропатолог, детский психолог, логопед. Основное лечение проводится в игровой форме, могут быть использованы специализированные компьютерные программы и интерактивные занятия ребёнка со специалистом.

В среднем, для устранения проблемы требуется провести 30–90 занятий, в тяжёлых случаях их число доходит до 250.

Методы и упражнения для коррекции:

  • решение задач, приближенных к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);
  • имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;
  • создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;
  • переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;
  • измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;
  • обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;
  • сопровождение решения задач рисунком, который выполняет ребёнок.

Различные игры для маленьких пациентов, страдающих данной патологией, направлены на обучение счёту и выполнению элементарных математических действий. Малыша обучают сортировке предметов по разнообразным характеристикам. После этого специалист помогает ребёнку осваивать простые математические задачи и действия. В ходе обучения необходимо добиться того, чтобы маленький пациент понял последовательность совершаемых им банальных операций и действий. Далее ребёнку объясняют, как правильно раскладывать числа и объекты на части, собирать их в единое целое.

Чтобы избавиться от данной патологии, с ребёнком необходимо заниматься с раннего возраста, сортировать фигуры, семена, крупы, перекладывать их в различные ёмкости, все эти задания сопровождать речью, а также знакомить с математическими терминами (один-много, цифры, формы и т. д.). Нужно научить малыша правильно называть числа, геометрические фигуры, их характеристики (размер, цвет) и действия, совершаемые над ними.

Далее ребёнок учится правильно применять выученные термины и слова в быту, в разговоре с родственниками, сверстниками, друзьями. Особое внимание необходимо уделять переводу произносимых символов в письменную форму. Ребёнок должен обязательно научиться правильно писать числовые значения и арифметические знаки.

Совместно с коррекцией дискалькулии необходимо также проводить развитие абстрактного и логического мышления, зрительной памяти, ориентации в пространстве и музыкальных способностей у малыша. Он должен учиться самостоятельно контролировать свои действия и способность грамотно распределять личное время. Вот пример нескольких упражнений:

Для лечения данного нарушения у ребёнка или взрослого врачи могут назначить определённые медикаментозные препараты, такие как Глицин, Кортексин и витамины группы B. Именно врачи, но никак не логопеды или дефектологи (к сожалению, они часто назначают препараты, хоть и не имеют на это права).

Способы профилактики

Предупредительные меры по профилактике дискалькулии можно проводить ещё в раннем дошкольном детстве. Прежде всего, следует провести максимально полную коррекцию имеющихся неврологических патологий. В раннем возрасте можно начинать обучение элементарной математике в игровой форме.

Родители должны наглядно демонстрировать своему чаду, как пересчитывать предметы, фигуры и выполнять элементарные математические задания, например, во время плавания можно предложить малышу посчитать синие шарики или поймать три красных шарика сачком. Обучая ребёнка счету, необходимо тщательно проговаривать названия цифр, в дальнейшем арифметических действий. Показывать количество предметов ребёнку можно на пальцах или с использованием мелких игрушек, предметов. Постепенно нужно учить малыша тому, чтобы он соотносил количество предметов с конкретной цифрой.

Чтобы у ребёнка не развилась операциональная дискалькулия, его нужно обязательно обучить правилам счёта и порядку математических действий. Для профилактики вербальной и лексической формы необходимо просить малыша при подсчёте говорить название цифр, а при рассматривании разнообразных фигур и других предметов — их цвет и форму. Родители должны следить за правильностью употребления тех или иных обозначений и при совершении ребёнком ошибок спокойно их корректировать, не используя жёстких наказаний.

Чтобы предотвратить возникновение дискалькулии в графической форме, необходимо уделять особое внимание развитию у ребёнка зрительной памяти, мелкой моторики, координации движений посредством пальчиковых и подвижных игр, собирания разрезных картинок, кубиков, пазлов, играть с мелкими деталями конструктора, нанизывать бусинки на шнурок, определять их форму и цвет. Очень эффективна в этом отношении продуктивная деятельность малышей – лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок, оригами.

Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка, и тогда, в будущем, возникновения дискалькулии можно будет избежать.

Ссылка на основную публикацию