Перенесенные в детстве заболевания не связаны со взрослой смертностью - Doctorluchina-Levizkaya.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Перенесенные в детстве заболевания не связаны со взрослой смертностью

Перенесенные в детстве заболевания не связаны со взрослой смертностью

Корь является одной из основных причин смерти среди детей раннего возраста. В 2013 году в глобальных масштабах произошло 145 700 случаев смерти от кори — почти 400 случаев в день или 16 случаев в час.

Основными причинами смерти детей в возрасте до пяти лет являются осложнения, связанные с преждевременными родами, пневмония, асфиксия ребенка при рождении, диарея и малярия.

За период с 2000 по 2013 год противокоревая вакцинация привела к снижению глобальной смертности от кори на 75%. В 2000-2013 гг. вакцинация от кори предотвратила, по оценкам, 15,6 миллионов случаев смерти, сделав вакцину от кори одним из наиболее выгодных достижений общественного здравоохранения. В 2013 году около 84% всех детей в мире получили одну дозу противокоревой вакцины в течение первого года жизни.

Корь является крайне заразной тяжелой болезнью вирусного происхождения (индекс контагиозности приближается к 100 %).

Корь — одна из основных причин смерти среди детей раннего возраста, даже несмотря на наличие безопасной вакцины, почему в довакцинальную эру корь называли «детской чумой».

Вирус передается воздушно капельным путем при кашле и чихании и при тесных личных контактах. Вирус остается активным в воздухе или на инфицированных поверхностях в течение 2 часов. Он может быть передан инфицированным человеком приблизительно за 4 дня до появления у него сыпи и в течение 4 дней после ее появления. С 5-го дня высыпаний больной считается незаразным.

Вспышки кори могут принимать форму эпидемий, которые приводят к смертельным исходам, особенно среди детей раннего возраста, страдающих от недостаточности питания.

Если человек, ранее корью не болевший и не привитый, будет контактировать с больным корью – вероятность заболеть чрезвычайно высока. Для этой инфекции характерна почти 100% восприимчивость.

Невакцинированные дети раннего возраста подвергаются самому высокому риску заболевания корью и развития осложнений, включая смертельный исход. Невакцинированные беременные женщины также подвергаются риску.

Первым признаком кори обычно является значительное повышение температуры, которое наступает примерно через 8-14 (редко до 17 дней) дней после инфицирования и продолжается от 4-х до 7 дней. На этой начальной стадии могут появляться насморк, кашель, покраснение глаз и слезотечение, а также мелкие белые пятна на внутренней поверхности щек. Через несколько дней появляется сыпь, обычно на лице и верхней части шеи. Примерно через 3 дня сыпь распространяется по телу и, в конечном итоге, появляется на руках и ногах. Она держится 5-6 дней и затем исчезает. В среднем, сыпь выступает через 14 дней (от 7 до 18 дней) после воздействия вируса. Сыпь состоит из мелких папул, окруженных пятном и склонных к слиянию (в этом её характерное отличие от краснухи, сыпь при которой не сливается).

Обратное развитие элементов сыпи начинается с 4-го дня высыпаний: температура нормализуется, сыпь темнеет, буреет, пигментируется, шелушится (в той же последовательности, что и высыпания). Пигментация сохраняется 1—1,5 недели.

Большинство смертельных случаев кори происходит из-за осложнений, связанных с этой болезнью.

В 30% случаев корь приводит к осложнениям. Чаще всего осложнения развиваются у детей в возрасте до пяти лет или у взрослых людей старше 20 лет. Самые серьезные осложнения включают слепоту, энцефалит (воспалительные изменения вследствие коревой инфекции, приводящие к отеку вещества головного мозга), тяжелую диарею и связанную с ней дегидратацию, отит, первичная коревая, вторичная бактериальная пневмония.

Риску развития тяжелых осложнений подвергаются также инфицированные женщины во время беременности, сама беременность может заканчиваться самопроизвольным абортом или преждевременными родами.

По оценкам, в 1980 году, до широкого распространения вакцинации, произошло 2,6 миллиона случаев смерти от кори.

В 2013 году в глобальных масштабах произошло 145 700 случаев смерти от кори — почти 400 случаев в день или 16 случаев в час. В 2014 году в глобальных масштабах произошло 114 900 случаев смерти от кори — почти 314 случаев в день или 13 случаев в час.

Среди групп населения с высокими уровнями недостаточности питания и при отсутствии надлежащей медицинской помощи до 10% случаев кори заканчиваются смертельным исходом.

Тяжелых осложнений кори можно избежать при поддерживающем лечении, которое обеспечивает хорошее питание, надлежащее поступление жидкости и лечение дегидратации с помощью рекомендуемых ВОЗ регидратационных растворов. Эти растворы возмещают жидкость и другие важные микроэлементы, которые теряются при диарее и рвоте.

Специфических противовирусных препаратов для лечения кори не существует!

Для лечения глазных и ушных инфекций и пневмонии следует назначать антибиотики. Все дети в развивающихся странах, которым поставлен диагноз кори, должны получить 2 дозы добавки витамина А с интервалом в 24 часа. Это лечение позволяет восстановить низкие уровни содержания витамина А, наблюдаемые во время кори даже среди детей, получающих надлежащее питание, и может помочь предотвратить поражения глаз и слепоту. Как показывает опыт, добавки витамина А способствуют уменьшению числа случаев смерти от кори на 50%.

Симптоматическое лечение включает отхаркивающие средства, муколитики, противовоспалительные аэрозоли для облегчения воспалительных процессов дыхательных путей. В случае развития пневмонии или других бактериальных осложнений при кори показаны антибиотики, в тяжёлых случаях крупа используются кортикостероиды.

Детям, болеющим корью, не рекомендуется принимать аспирин, аспирин может привести к развитию синдрома Рея (печеночная энцефалопатия вплоть до развития глубокой комы вследствие приема ацетилсалициловой кислоты на фоне вирусной инфекции). Для борьбы с лихорадкой и болью можно использовать ибупрофен и парацетамол.

По оценкам ВОЗ, в 1980 году, до широкого распространения вакцинации, произошло 2,6 миллиона случаев смерти от кори. В 2014 году около 85% всех детей в мире получили одну дозу противокоревой вакцины в течение первого года жизни в ходе оказания регулярных медицинских услуг, по сравнению с 73% в 2000 году.

Ускоренные мероприятия по иммунизации оказали значительное воздействие на снижение смертности от кори. В 2000-2014 гг. вакцинация от кори предотвратила, по оценкам, 17,1 миллиона случаев смерти. Глобальная смертность от кори снизилась на 75% — с 544 200 случаев смерти в 2000 году до 114 900 случаев в 2014 году, сделав вакцину от кори одним из наиболее выгодных достижений общественного здравоохранения.

Вакцина против кори впервые была создана в 1966 году. Противокоревую вакцину часто объединяют с вакцинами против краснухи и/или свинки в странах, где эти болезни представляют проблемы. Она одинаково эффективна как в виде моновакцины, так и в виде комбинированного препарата.

  • В 2011-2012 гг. ситуация по кори ухудшилась в 20 субъектах РФ, в основном, за счет завозных случаев. Это связано с неблагополучием в Европейском регионе, откуда прибывал основной поток инфицированных. Так, в 2011 г. в Европе зафиксировано более 30 000 случаев кори, только во Франции — 15 000 с 714 случаями пневмонии, 16 — энцефалита и 6 —летального исхода. Показатель заболеваемости корью в РФ составил в 2011 г. 4,4, в 2012 г. — 14,9 на 1 млн (2123 случая в 2012 г.); болели чаще всего непривитые: из 1779 случаев кори с известным прививочным статусом не получили ни одной дозы вакцины 1290 человек (73%), из них 465 детей в возрасте 1-4 лет.
  • Вспышки кори в странах Европы и США происходят также, в основном, из-за низкого охвата вакцинацией, в т. ч. под влиянием антипрививочного лобби. В Англии снижение охвата вакцинацией до 80% из-за боязни аутизма привело к возникновению более 1000 случаев кори. В США, где статус элиминации кори был достигнут в 2002 г., в 2011 г. зафиксировано 17 вспышек заболевания. 65% заболевших не имели прививки против кори: как правило, по «философским» и религиозным мотивам.
  • За лето 2013 года в Нидерландах было выявлено 1226 случаев кори, при этом 82 заболевшим понадобилась госпитализация. В 14% случаев корь осложнилась другими заболеваниями, в том числе энцефалитом и пневмонией. Вспышка возникла в одной из протестантских школ, а затем распространилась по всей стране.

Заболевание известно на протяжении двух тысячелетий. Первое описание болезни сделал арабский врач Разес. В XVII веке — англичанин Сиденгам и француз Мортон, однако только в XVIII веке корь выделили как самостоятельное заболевание. Впервые вирус был выделен в 1967 году, а в 1969 году удалось доказать, что именно корь является причиной склерозирующего панэнцефалита. В 1919 году впервые была произведена сыворотка для лечения кори.

Гид по психотравмам: как неприятные события из детства портят взрослую жизнь

Многие психические расстройства, проблемы в общении с людьми и даже заболевания, связанные с физиологией, появляются из-за психотравм, нанесенных человеку в детстве. «Афиша Daily» с помощью психотерапевтов составила список типичных психотравм, которые влияют на отношения человека с миром уже во взрослом возрасте.

Психотравма — это результат переживания сильного стресса или совершенного по отношению к человеку насилия. Она может нарушить организацию психики и привести к пограничным или клиническим состояниям, неврозам, психосоматическим заболеваниям. Последние бывает сложно распознать без участия психиатра, потому что они проявляются на физиологическом уровне. Чаще всего жертвами физического или психологического насилия становятся дети, потому что они зависят от взрослых и не способны защитить себя.

Также именно в детском возрасте происходят самые сложные психотравмы — и они, как правило, связаны с насилием в семье. Психотерапевт Екатерина Василевская говорит, что у 90% процентов ее клиентов проблемы начались из-за детских травм. «Труднее всего скорректировать те, которые связаны с игнорированием ребенка», — добавляет она.

Исследования показывают, что дети, подвергшиеся насилию, в будущем страдают от тревоги, депрессии, низкой самооценки, симптомов ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство. — Прим. ред.) и суицидальных наклонностей, причем последствия эмоционального насилия по воздействию равны последствиям физического и сексуального или даже превышают его.

Тот факт, что детская травма влияет на физическое здоровье человека во взрослом возрасте, также доказан. Психиатр Дороти Берман говорит, что последствия психотравмы могут выходить на физиологический уровень: «Это такие психосоматические болезни, как нейродермит, стенокардия, инфаркт миокарда или язвенная болезнь желудочно-кишечного тракта». По словам Берман, такие последствия появляются из-за того, что психотравма не прожита, гештальт не завершен и эмоции продолжают давить на человека.

Психотерапевт Александра Меньшикова считает, что психотравма оказывает влияние на мозг, вследствие чего люди теряют способность адаптироваться к стрессу и получают повышенный уровень тревожности и депрессивности.

Меньшикова приводит такой пример: если ребенка в детстве били родители, то в будущем он может построить семью, где по отношению к нему тоже будут применять физическое насилие. К тому же травма не бывает одна: если происходило физическое насилие, значит, вместе с ним и эмоциональное.

Специалисты подчеркивают, что постоянно повторяющееся насилие намного тяжелее пережить, чем единичные случаи. «Нет ни одной семьи с идеальными родителями. Всегда недостает каких-то ресурсов, в которых нуждается ребенок, поэтому психотравмирующие события случаются в жизни каждого », — считает Берман.

Ниже мы приводим список типичных психотравм, которые чаще всего переживаются в детстве. Специалисты настаивают: если вы узнали себя в этих ситуациях и почувствовали, что травмирующие события до сих пор на вас влияют, обратитесь за профессиональной помощью.

6 типичных детских психотравм

«От тебя одни неприятности»

Как выглядит: «Родители могут обесценивать ребенка открыто: оскорблять, обзывать, называть ничтожеством, — говорит психоаналитик Анфиса Белова. — То же самое можно делать в пассивно-агрессивной форме: через сарказм и якобы шутливые прозвища . Взрослые могут оправдывать свое поведение тем, что таким образом пытаются мотивировать своих детей на какие-то достижения». Белова описывает типичный пример обесценивания так: ребенок приносит родителям показать свой рисунок, а вместо похвалы и одобрения слышит, что руки у него растут не из того места и что художник он от слова «худо», да и вообще лучше бы он занялся чем-то полезным.

Александра Меньшикова добавляет, что крик также является формой обесценивания: например, когда у отца на работе неприятности и он срывается на ребенке, чтобы разрядиться. Еще один вариант такого травмирования — когда ребенку задают высокие стандарты, например, в учебе, а он получает четверки, и ему повторяют, что он никто и ничего из себя не представляет.

Читайте также:  Рвота с кровью

К чему приводит: Берман и Белова говорят, что в такой ситуации происходит невротическое формирование личности, которое может перерасти в синдром отличника или перфекционизм — болезненное стремление быть во всем лучшим, когда человек втайне надеется все-таки заслужить любовь и признание родителей. Также обесценивание в семье может привести к неуверенности в своих силах, страху поражения и пассивности. Теряется связь с собой: человек не знает, как себя успокоить, не может понять, что придаст ему уверенности в себе. По словам Беловой, у ребенка формируется установка, что любое его дело обречено на провал и что он может встретить со стороны других людей только критику, поэтому будет безопаснее отказаться от активных действий и оставаться в тени. «Когда человек не может найти радость внутри, он ищет ее извне — это может вылиться, например, в стремление к потребительству, шопоголизм», — говорит Берман.

Как справиться: Белова считает, что обесценивание практически невозможно пережить самому, поэтому для глубинной проработки проблемы необходима поддержка специалиста, которая поможет двигаться в нужном направлении. В процессе психоанализа травма осознается и заново проживается : человек учится заново строить взаимоотношения с миром и окружающими людьми.

«Давай потом»

Как выглядит: Вместо того чтобы общаться с ребенком, родители все свое время работают над тем, чтобы его обеспечить . Анфиса Белова называет это «подменой понятий», когда под любовью к ребенку подразумевается лишь содержание его в комфортных условиях. «Внешне такая семья может выглядеть вполне благополучно: ребенок сыт и одет, у него хорошие игрушки, он ходит на различные развивающие занятия, но при этом счастья они ему не приносят», — добавляет она.

Александра Меньшикова говорит, что в такой ситуации, если ребенок пытается поговорить о своих проблемах, ему отвечают: «Ты не видишь? Мы устали! Отстань!» Ребенка никто не слушает, он чувствует себя отвергнутым.

К чему приводит: «Возникает ощущение одиночества, брошенности и недоверия, — говорит психотерапевт Екатерина Василевская. — Эти ощущения остаются с человеком в дальнейшей жизни. Он может вступать в отношения, но детское чувство брошенности никуда не уйдет ». Меньшикова добавляет, что такой человек не будет находиться в контакте со своими эмоциональными потребностями, не сможет осознавать своих границ — это значит, что ему будет легче соглашаться на неудобные для себя условия. В будущем он может выбирать себе партнеров, которые также будут отвергать и игнорировать его чувства.

Психоаналитик Белова предупреждает, что нехватка внимания и общения дома может приводить к тому, что ребенок начнет искать его в другом месте, где он почувствует, что в нем нуждаются и его ценят. Часто дети, не получающие тепло в семье, рано вступают в романтические и сексуальные отношения. Чтобы справиться с одиночеством, некоторые прибегают к помощи алкоголя или наркотических средств. Они могут использовать вызывающее или асоциальное поведение, для того чтобы завоевать любовь и внимание родителей.

Как справиться: Василевская и Белова говорят, что ощущение безопасности и заботы, которое не было получено в детстве, должно компенсироваться в будущем. Построение собственных гармоничных взаимоотношений может помочь справиться с этой травмой . Также компенсировать нехватку родительской любви могут и другие родственники (бабушки, дедушки). Если таких взаимоотношений нет, безопасную среду, в которой человек сможет получить недостающую заботу, может создать психотерапевт.

«Вместе ради ребенка»

Неблагополучная семейная обстановка

Как выглядит: «Это происходит в семьях, где люди несчастны друг с другом, но продолжают жить вместе ради ребенка, когда между родителями нет коммуникации и есть откровенная ненависть, — говорит психотерапевт Меньшикова. — Ребенок замечает эти страдания и получает сигнал, что источник зла — он сам ». Анфиса Белова говорит, что в таких семьях родители приносят свою жизнь в жертву ради мнимого благополучия ребенка. Но даже если они стараются не проявлять свое отношение друг к другу открыто, напряжение все равно витает в воздухе, выражаясь в мелочах. И ребенок, конечно, все это чувствует. Еще хуже, если родители постоянно ругаются при ребенке или заставляют его вставать на чью-то сторону.

К чему приводит: «Ребенок учится чему-то на примере родителей, и если он не видит любви и коммуникации между мамой и папой, то и сам не научается любить и выражать свои чувства, — говорит Екатерина Василевская. — Такой человек будет эмоционально закрытым и холодным, будет жить с ощущением, что он — проблема для других людей . Такая установка способствует появлению суицидальных мыслей и наклонностей».

Анфиса Белова считает, что в результате такого опыта человека часто преследует сильное чувство вины. Он может винить себя за то, что разрушил жизнь родителей, считать, что без него их жизнь была бы лучше. Неблагополучная семейная обстановка может приводить к различным невротическим расстройствам, депрессиям, проблемам в построении межличностных отношений, нежеланию и страху заводить собственную семью.

Как справиться: «Понять, что жизнь вместе — это выбор родителей и ребенок за него ответственности не несет», — советует Белова. Психотерапевт Василевская утверждает, что с проблемой можно справиться, если удастся построить теплые доверительные отношения с другими людьми. Это могут быть родственники, друзья, учителя, наставники, любимый человек и все те люди, с которыми человек получает опыт принятия, поддержки и заботы. В роли такого человека может выступить психолог или психотерапевт.

«Мамино золотко»

Как выглядит: «Со стороны гиперопека может выглядеть как сильная любовь родителей к ребенку и забота о его безопасности и благополучии, — говорит Белова. — Но за этой заботой скрывается нежелание отпускать ребенка от себя и видеть в нем личность , стремление реализовать собственные амбиции через ребенка, страхи и даже агрессия». Белова и Берман утверждают, что гиперопека — результат повышенной тревожности родителей.

Екатерина Василевская говорит, что в ситуации гиперопеки ребенок не участвует в принятии семейных решений, за него решают все: на какие кружки ходить, в какой университет поступать. От ребенка скрывают важные семейные события — например, похороны и развод. «Для ребенка гораздо более травмирующим опытом станет правда, которую он узнает спустя время, — говорит психоаналитик Наталия Феоктистова. — Если детей не берут на похороны близкого человека, у них не будет возможности пережить совершенно естественный процесс потери. Совсем недавно я наблюдала на детской площадке конфликт девочек пяти лет и девочек постарше. Одна из бабушек побежала спасать свою внучку от лап страшных взрослых девочек, тем самым формируя у нее позицию жертвы. Нужно дать возможность ребенку самому справиться с этой ситуацией или подсказать, как быть, но не решать конфликт за него».

К чему приводит: Василевская и Белова говорят, что в гиперопекающей семье ребенок часто не учится слышать себя, свои чувства и желания , потому что за него все решают родители. Он не знает, чего он хочет, и не может отделить свои желания от родительских установок. Ему кажется, что он не может на себя положиться.

Феоктистова считает, что из-за гиперопеки человек вырастает несамостоятельным. Он всегда будет ориентироваться на мнение других людей. «Подросший ребенок либо начнет бунтовать, чтобы отстоять свое право быть отдельной личностью, либо капитулирует и поплывет по течению, — говорит Анфиса Белова. — Во втором случае это может привести к депрессии, апатии, психосоматическим заболеваниям».

Как справиться: Екатерина Василевская советует учиться понимать свои желания, определять, что важно, а что второстепенно, ставить цели и принимать решения. Психоаналитик Анфиса Белова говорит, что в этом случае надо физически и эмоционально отделиться от родителей: иногда достаточно начать жить отдельно и начать обеспечивать себя .

«Для профилактики»

Как выглядит: Меньшикова и Белова говорят, что в нашей культуре насилие — это размытая категория. Многие считают, что бить детей нормально — мол, так они лучше усвоят урок. В российском обществе под физическим насилием до сих пор понимается лишь избиение ребенка до травм и синяков, хотя на самом деле любое посягательство на его личные границы (подзатыльник, шлепок по попе или битье ремнем) тоже является насилием. Единственное, чему учится ребенок в такой ситуации, — это бояться и ненавидеть наказующего .

Меньшикова и Феоктистова говорят, что если единственный контакт родителей с ребенком возникает, только когда они его бьют, у него возникает связь, что битье лучше безразличия. «Часто родители жалуются, что их дети нарочно делают что-то плохое. Возможно, это и есть та ситуация, когда ребенок вызывает вас на контакт, потому что это единственный способ получить внимание», — добавляет Меньшикова.

Феоктистова считает, что больший вред психологическому состоянию ребенка наносит не систематическое битье, а непредсказуемая реакция родителей. Когда за один и тот же проступок ребенка бьют, а через некоторое время этой же ситуации не придают никакого значения. В таком случае ребенок не знает, чего ожидать, он не может адаптироваться и понять, как ему поступать. «В так называемой благополучной семье ребенка могут наказывать ремнем за плохие оценки, считая это всего лишь методом воспитания, а в семье, где родители, например, страдают алкогольной зависимостью, ребенок может подвергаться насилию только за то, что он есть», — заключает Белова.

К чему приводит: Меньшикова и Белова говорят, что у ребенка может нарушиться контакт с телом : будет сложно расслабиться из-за высокого уровня тревоги и постоянного внутреннего напряжения.

Чаще всего, если физическое насилие есть дома, этот опыт продолжается и в школе: бьют его или он. Физическое насилие в семье может задавить личность ребенка, поставив его навсегда в положение жертвы. Есть много детей, которые не могут постоять за себя, потому что дома у них подчиненная позиция. Не имея возможности дать отпор родителю, ребенок может начать отыгрываться на тех, кто младше и слабее (в том числе на животных), а впоследствии, когда он станет взрослым, будет вести себя так же по отношению к своим детям.

Как справиться: Психоаналитик Белова и психотерапевт Василевская говорят, что в некоторых случаях с последствиями физического насилия в семье человек может справиться самостоятельно: через осознание причин такого поведения родителей и работы над собой . Но, как и при других детских травмах, здесь чаще всего необходима помощь специалиста, который поможет переосмыслить этот непростой опыт.

11 неочевидных последствий детских травм, которые настигают взрослых людей

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

«Детство, этот огромный край, откуда приходит каждый! Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-то страны», — писал Антуан де Сент-Экзюпери в своей книге «Военный летчик». Писатель был прав: события, которые переживает человек, будучи ребенком, в результате продолжают оказывать на него влияние даже тогда, когда он давно вырос. И если действие одних переживаний является очевидным, то следствие других бывает непросто распознать.

Нам в AdMe.ru захотелось больше узнать о том, какие детские переживания могут сказаться на отношениях с другими людьми, на здоровье и даже умении решать финансовые вопросы.

1. Насилие и отсутствие опеки в детстве — расстройства пищевого поведения во взрослом возрасте

У людей, переживших в детстве насилие в семье (по отношению к себе или другим родственникам) или невыполнение родителями своих обязанностей, выше риск заболеть ожирением в среднем возрасте. Кроме того, подростки и молодые люди, детьми прошедшие через подобное, в 5 раз более склонны к расстройствам пищевого поведения по сравнению с теми, кому не приходилось сталкиваться с жестоким обращением.

2. Родители с зависимостями в детстве — гиперответственность во взрослом возрасте

Если ребенок воспитывался в семье, где один или оба родителя злоупотребляли алкоголем или наркотиками, то он может вырасти слишком ответственным. Также таким людям бывает трудно расслабиться, и они не умеют веселиться. Это происходит в том случае, если ребенку приходилось быть «родителем» собственным маме или папе и быть втянутым в решение недетских проблем. В итоге такие дети лишаются радостей дважды: не только в юном возрасте, но и во взрослом.

Читайте также:  Першение в горле

3. Эмоциональный абьюз в детстве — желание скрывать свое настоящее мнение во взрослом возрасте

Эмоциональный абьюз, пережитый в детстве, также приводит к негативным последствиям. Люди, которые прошли через это, будучи детьми, часто не переносят любых конфликтов и боятся говорить то, с чем другие могут не согласиться. Кроме того, им может быть сложно постоять за себя, и они не спешат высказывать свое настоящее мнение.

4. Много времени за просмотром ТВ в детстве — проблемы в общении во взрослом возрасте

Родители часто переживают о вреде телевидения для детей, и эти опасения действительно могут быть оправданны, однако не по самой очевидной причине. Оказывается, время, проведенное перед ТВ-экраном, может сказаться на коммуникативных навыках ребенка. Причем дело даже не в содержании программ, которые смотрят дети.

Исследователи наблюдали за 3 группами мам и их детей (дошкольников): в первой группе читали книги, во второй смотрели передачу, а в третьей — играли. Просмотр ТВ негативно сказывался и на времени, и на качестве общения мам и детей. Тем временем для здорового развития ребенка важно общение с родителями. Его недостаток может навредить коммуникативным навыкам человека уже во взрослом возрасте.

5. Жестокое обращение в детстве — неумение устанавливать личные границы

Люди, которые пережили жестокое обращение в детстве, могут легко поддаваться манипуляциям и не умеют устанавливать личные границы с близкими (иногда даже с собственными детьми). Они часто становятся «опекунами» для друзей и родственников, заботясь о всех вокруг в ущерб себе.

6. Бедность в детстве — плохая кратковременная память во взрослом возрасте

В ходе исследования Орегонского университета было установлено, что у людей, выросших в бедных семьях, хуже кратковременная память. Это может объясняться тем, что стрессовая среда негативно влияет на развивающиеся исполнительные функции ребенка, то есть навыки, которые помогают думать, учиться, планировать, фокусироваться, развивать словарный запас. Таким образом, бедность лишает не только материальных благ в детстве, но и сказывается на уже взрослом человеке, даже если он больше не живет в стесненных условиях.

7. Отсутствие выбора в детстве — созависимые отношения во взрослом возрасте

Некоторые родители стараются следовать четкому плану в воспитании детей и всегда сами выбирают им игрушки, одежду, еду, а иногда даже друзей. «Я ведь хочу как лучше!» Однако, не предоставляя ребенку выбора, мама и папа дают ему понять, что тот не ответственен за свои решения, власть над ними находится у других людей. В итоге это может привести к тому, что во взрослом возрасте человек рискует оказаться в созависимых отношениях. Он будет выбирать партнеров, которые будут полностью контролировать отношения, и эмоционально зависеть от них. А это уже совсем не тот сценарий, которого родители хотели бы для своего ребенка.

В какой-то степени во всех отношениях люди эмоционально зависят друг от друга, но в созависимых люди жертвуют своими желаниями и ценностями из страха быть отвергнутыми или разозлить партнера.

8. Развод родителей в детстве — высокие требования к отношениям во взрослом возрасте

То, что дети видят и переживают во время неудачного брака родителей, становится частью их представления о себе и обществе. Это происходит потому, что конфликт мамы и папы и последующий развод приходится на период становления личности ребенка. Неудивительно, что во взрослом возрасте люди, чьи мама и папа развелись, могут придавать высокое значение поддержанию отношений, любви, верности и состраданию. И это хорошо, пока требования не становятся завышенными — тогда человеку может быть сложно найти свою пару.

9. Психологическая травма в детстве — аутоиммунные заболевания и хронические боли во взрослом возрасте

События, происходящие в детстве, влияют не только на характер человека и его общение с другими, но и на его здоровье. Так, люди, получившие психологическую травму в юном возрасте, могут быть подвержены более высокому риску аутоиммунных заболеваний, например ревматоидному артриту, а также бессоннице, депрессии и тревожности, хроническим болям. Более того, воздействие травмирующего стресса может вызвать изменения в иммунной системе.

10. Табу на вопросы о деньгах в детстве — неумение обращаться с финансами во взрослом возрасте

Дети не очень понимают, что такое деньги, но они многому учатся на эмоциях и отношениях родителей. Если в семье запрещено поднимать денежные вопросы или же эта тема всегда вызывает споры и беспокойство, то ребенок, выросший в таких условиях, может бояться иметь какое-либо дело с деньгами во взрослом возрасте. Отсюда неразумные траты, неумение планировать бюджет, долги или желание передать решение финансовых проблем другим людям.

11. Травма, полученная от родителей в детстве, — влечение к деструктивным отношениям во взрослом возрасте

Люди, травмированные родителями в детстве, во взрослом возрасте могут оказаться в отношениях, которые им вредят. Причем это могут быть как дружеские и романтические, так и рабочие отношения. Даже когда такие люди хотят избежать подобного опыта, они часто выбирают тех, кто соответствует их травматической идентичности. Это могут быть друзья-манипуляторы, партнеры-абьюзеры и деспотичные начальники. В итоге такой опыт приводит к повторным травмам через повторение прошлого.

Что делать

Если вы подозреваете, что ваши проблемы берут свое начало в детстве, то не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу. Да, на то, чтобы разобраться с последствиями детской травмы, может уйти больше времени, чем хотелось бы. Но забота о себе стоит того. Каждый из нас заслуживает гармоничных отношений и возможности принимать решения, будучи свободным от груза психологических проблем.

Если же пока вы не готовы обратиться к специалисту, советуем почитать, почему стоит оставить обиды на родителей в детстве. Маленький шаг в направлении к изменениям — лучше, чем ничего.

Как вы считаете, какие другие события в детстве могут сказаться на человеке спустя много лет?

Психологическая травма детства: чем опасны стрессы в юном возрасте

Большинство современников, страдающих от депрессий, навязчивых страхов и комплексов, склонно искать причины своего аномального состояния в воздействии негативных факторов окружающей среды. Взрослые особы зачастую даже не подозревают, что истинные виновники сегодняшних проблем – детские психологические травмы. Действительно, большинство событий юных лет со временем утратили свою актуальность, кризы и трудности потеряли злободневность, а перенесенные в детстве стрессы довольно смутно представлены в памяти. Однако не воспринимаемые на сознательном уровне следствия детских психотравм довольно прочно укоренились в сфере подсознания, создав специфическую «жизненную программу» личности.

Причины детских психотравм

На вопрос о том, что может стать причиной психологических травм подростков и детей, нельзя ответить объективно и однозначно, поскольку интерпретация и значимость любого события для человека имеет сугубо индивидуальные критерии. Однако можно утверждать, что неокрепшая психика маленькой личности значительно больше подвержена негативному действию окружающей среды. То, что зрелый человек будет считать незначительным и преодолимым препятствием, для ребенка станет громадной катастрофой.

Единственным объективным критерием для оценки неблагоприятных обстоятельств, возникших в жизни малыша, может быть сочетание факторов: значимость события для ребенка и сила эмоциональной реакции в ответ на это явление. Психологическая травма детства – это психотравмирующее событие, которое ребенок интерпретирует как жизненно важное. Это те явления, по поводу чего он сильно и длительно переживает. Те обстоятельства, которые лишают душевного спокойствия, психического равновесия и требуют кардинальных изменений в мышлении и поведении.

Исследования, проводимые психологами среди детской и подростковой аудитории, позволяют утверждать, самыми труднопереносимыми событиями для маленькой личности являются:

  • моральное, физическое, сексуальное насилие;
  • смерть близкого родственника;
  • собственная болезнь или заболевание родителей;
  • развод родителей, уход одного из взрослых из семьи;
  • неожиданное нарушение взаимоотношений в семье;
  • внезапное отчуждение родителя от ребенка;
  • предательство, обман, несправедливость со стороны родственников, авторитетных взрослых и друзей;
  • разочарование, неудовлетворенность от несбывшихся надежд;
  • воспитание аморальными взрослыми;
  • взросление в асоциальной атмосфере, как в семье, так и в коллективе;
  • гиперопека либо недостаток родительского внимания;
  • «колебательная» стратегия воспитания ребенка, отсутствие единого подхода у родителей касательно требований к малышу;
  • ссора с близким другом по его инициативе;
  • ситуация, когда ребенок ощущает себя изгоем общества;
  • конфликт в учебном коллективе;
  • несправедливое отношение, давление со стороны авторитарных учителей;
  • непомерная загруженность ребенка учебной и внешкольной деятельностью.

Существует версия, что детская психотравма – частое следствие неверной стратегии воспитания ребенка. Результат существующих у взрослых неконструктивных жизненных стереотипов, которые передаются потомку «по наследству». Согласно такой точке зрения, дети перенимают от родителей на подсознательном уровне сформированные директивы касательно правил жизни: как нужно жить, как верно себя вести, как следует реагировать в конкретных ситуациях. Малыши неосознанно наследуют установленные родителями деструктивные «правила игры», причем в отягощенной форме.

Описано очень много таких негативных установок, которые создают почву для детских психотравм и отравляют жизнь человека в зрелом возрасте. Опишем некоторые из таких навязываемых родителями указаний.

Директива 1. «Лучше бы ты не появился на свет».

Родители неустанно сообщают потомку о том, сколько трудностей возникло после его рождения. Они приводят доказательства того, сколько сил забирает взросление отпрыска. Следует трактовка ребенка: «Мне лучше умереть, чтобы родители перестали страдать».

Директива 2. «Посмотри на других детей и стань похожим на них».

Взрослые постоянно указывают, насколько прекрасны, умны, способны другие дети, и какой бездарный и глупый их собственный ребенок. Это приводит к тому, что маленький человек начинает стесняться своей индивидуальности, старается слиться с безликой толпой, убегает от самого себя, надевая удобные для взрослых «маски».

Директива 3. «Ты уже взрослый, а ведешь себя, как ребенок».

Родители утверждают, что их потомку уже пора поумнеть, повзрослеть и отказаться от ребячества. Говорят, что он ведет себя очень глупо, как младенец, а ведь ему уже пора в школу. В итоге ребенок лишается самого прекрасного – детства с соответствующими возрасту желаниями, потребностями, играми.

Директива 4. «Для нас ты всегда будешь маленьким».

Такие родители очень боятся, что их кроха когда-то повзрослеет, будет вести самостоятельную жизнь. Они всяческие пресекают его попытки повзрослеть, затормаживая его на уровне развития дошкольника. В результате человек просто лишается способности самостоятельно мыслить и действовать.

Директива 5. «Перестань мечтать, а начти действовать».

Взрослые лишают малыша естественной необходимости – фантазировать, мечтать, строить планы. Это попросту убивает возможность на будущее рассматривать проблему с разных точек зрения. В итоге однобокого мышления человек совершает массу непоправимых глупостей.

Директива 6. «Прекрати ныть и стань хладнокровным».

Приказ: «Перестать выражать свои эмоции» аналогичный команде: «Перестань чувствовать». В итоге человек загоняет свои чувства и переживания вглубь подсознания, обретая впоследствии разнообразные проблемы с психикой.

Директива 7. «Нельзя никому доверять».

Родители приводят примеры, что все окружающие люди – обманщики, лжецы и мошенники. Человек с малых лет приучается к тому, что любые контакты чреваты фатальными последствиями. В итоге он замыкается в себе, ведь мир вокруг него – враждебный и опасный.

Чем опасны детские психологические травмы: последствия

Психологические травмы детства значительно замедляют процесс социализации человека. Ребенку становится сложно завести друзей, вступить в новые контакты, адаптироваться к условиям нового коллектива.

С детских лет формируется почва для развития навязчивых страхов, например: социофобии, при которой персона просто боится человеческого сообщества. Травма, полученная в детстве, дает старт к разнообразным депрессивным расстройствам, при которых глобальное чувство собственной виновности разрушает всю жизнь человека.Очень частое следствие стрессов, пережитых в юные годы, – обессивно-компульсивные расстройства, когда человеком овладевает какая-то алогичная навязчивая идея, и он предпринимает своеобразные «защитные» действия.

Неразрешенные проблемы детства приводят к формированию аддикций – анормальных пристрастий, в числе которых алкоголизм, наркомания, игромания, компьютерная зависимость. Психологические травмы детства находят отражение в зрелые годы в виде пищевых аномалий: компульсивного переедания или нервной анорексии.

Помимо вышесказанного, справедливо утверждение: все комплексы личности – результат пережитых травм в юном возрасте. Именно в детские годы происходит формирование определенных черт характера, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств достигают размеров акцентуаций и принимают формы разнообразных расстройств личности.

Как помочь ребенку пережить травму: психологическая помощь

Самый главный совет всем родителям – обрести достойный уровень психологических и педагогических знаний, избрать верную стратегию воспитания потомка, лишенную деструктивных стереотипов. Задача родителей – создать комфортную почву для развития и становления личности, оказывать всякое содействие в грамотном преодолении ребенком возникших трудностей. Не игнорировать переживания малыша, а стать надежным попутчиком, которому ребенок без страха и сомнений сможет поведать свои тревоги. Не пускать на самотек ситуации, когда становятся очевидным изменения в поведении ребенка.

Читайте также:  Боль в почке

При малейших признаках развития психологической травмы следует посетить психолога, и совместными усилиями выработать адекватную программу, направленную на восстановление душевного равновесия у маленькой личности. На сегодня разработано немало психотерапевтических мероприятий для детей, позволяющих развить у ребенка способность к полноценной жизни, устранить навязанные извне барьеры и покончить с деструктивными стереотипами мышления, заложенными социальным окружением.

ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

Также, читайте общую статью, посвященную психологической травме.

ЗдоровьеДо 30 лет: Как детство влияет на нашу взрослую жизнь

Откуда в детях столько энергии и почему мы ничего не помним до четырёх лет

«Это всё из детства» — расхожая фраза для объяснения самых разных вещей. Детские годы действительно влияют на жизнь куда больше, чем мы предполагаем. Учёные выяснили, что в это время может измениться даже ДНК, повлияв на то, какие заболевания и когда разовьются у человека во взрослом возрасте. Исследование, в котором приняли участие пятьсот филиппинцев, за которыми следили от рождения до двадцати одного года, показало, что определённые ситуации и факторы из детства способны приводить к модификации генов, связанных с воспалением. Разбираемся, какие вещи действительно закладываются в детстве, а какие приходят с возрастом.

Текст: Марина Левичева

Психическое и физическое здоровье

Распространено мнение, что многие проблемы психического здоровья, с которыми человек сталкивается во взрослом возрасте, связаны с событиями из детства. Многочисленные исследования на тему показывают, что это действительно так.

Доказано, например, что у мужчин с патологическими зависимостями часто есть история детских травм, включая физическое насилие или насилие в семье, а девочки с детскими травмами с большей вероятностью будут курить, когда вырастут. Сильный стресс в детском возрасте — из-за изменения активности тучных клеток в мозге — увеличивает склонность человека к депрессии в будущем. А просмотр телевизора в течение двух или более часов в день детьми в возрасте от двух до пяти лет может спровоцировать трудности с поведением и социализацией.

Кроме того, исследования одно за другим подтверждают, что между телом и психикой существует тесная связь. Так, например, учёные доказали, что травматические события детства увеличивают риск ранней смерти (причём чем их больше, тем этот риск выше). А частоту инфекционных заболеваний в детском возрасте связали с риском психических расстройств. Новые исследования показывают, что негативное влияние на ментальное здоровье детей может оказывать и воздействие выхлопных газов. В то время как загрязнение воздуха в целом почти наверняка провоцирует тревожность у детей и подростков.

Хорошие новости? Учёные сходятся во мнении, что взаимодействие с природой в детстве способно улучшить ситуацию. А если учесть, что общение с домашним скотом ещё и укрепляет естественный иммунитет ребёнка, бонусы летнего отдыха у бабушки в деревне окажутся неоспоримы.

Игры, в которые играют дети

Невероятно, но факт: если говорить о развитии мозга ребёнка, то время, проведённое за уроками, может быть менее важно, чем время, проведённое на игровой площадке возле дома. Исследования показывают , что опыт игры изменяет связи между нейронами в областях мозга, ответственных за социальное взаимодействие и социальные навыки, которые, в свою очередь, по крайней мере частично определяют успеваемость ребёнка при взрослении.

Работающая мама — счастливый ребёнок

Исследование 2015 года, проведённое в Гарвардской школе бизнеса, показало , что дочери работающих матерей чаще добиваются более высоких карьерных результатов и могут претендовать на более высокую заработную плату, тогда как их сыновья больше занимаются домашними делами и проявляют больше заботы о членах семьи, когда вырастают. А дополнительное исследование в рамках той же темы позволило утверждать , что в итоге дети работающих мам не менее счастливы в среднем, чем дети неработающих мам.

Существует ли
«эффект Моцарта»

Каждый человек хоть что-нибудь да слышал о том, что если включать младенцам или ещё не рождённым детям музыку Моцарта, они вырастут умными людьми. Идея стала невероятно популярна среди родителей после публикации в журнале Nature в 1993 году подтверждающего «эффект Моцарта» исследования. Больше того, в 1998 году губернатор штата Джорджия просил выделить бюджет на диски с музыкой Моцарта, чтобы выдавать их молодым родителям.

Но проблема с оригинальным исследованием состояла в том, что в нём не только не использовался термин «эффект Моцарта» (упс!), но эксперименты вообще проводились не на детях, а на студентах в количестве 36 человек. Метаанализ сразу 16 исследований на тему, проведённый в 1999 году, показал, что хотя музыка Моцарта улучшает способность человека к мысленным манипуляциям, этот эффект непродолжителен и он уж точно не делает нас умнее. Ещё более масштабный анализ, опубликованный в 2010 году, продемонстрировал, что музыка в целом может дать небольшой положительный эффект в смысле улучшения продуктивности, однако это не относится только к Моцарту или только к классическим произведениям.

Билингвизм — хорошо
или не очень

Учёные из Корнеллского университета говорят , что изучение второго языка не вызывает языковой путаницы, задержки развития или когнитивных нарушений. Больше того, дети, которые говорят на двух языках, удерживают внимание под влиянием внешних стимулов лучше, чем дети, которые знают только один язык.

Кое-что о теории порядка рождения

Исследования предполагают, что у первенцев могут быть лучшие навыки мышления по сравнению с младшими братьями и сёстрами. Но дело здесь не в генетике. Это, уверены учёные, объясняется тем, что при равной степени эмоциональной привязанности к детям родители больше поддерживают первого ребёнка в задачах, развивающих когнитивные способности. Хотя здесь не обходится без недостатков: именно первенцы на 20 % чаще страдают близорукостью.

Что касается теории порядка рождения, выдвинутой в начале XX века австрийским психологом Альфредом Адлером, то её современная наука предлагает обходить стороной. Исследования убедительно доказывают, что на личностные черты ребёнка не оказывает влияния тот факт, был он в семье «старшеньким», «средненьким» или «младшеньким».

Синдром единственного ребёнка

Ранние исследования показывали , что единственные дети в семье, как правило, якобы «избалованны» и «сверхчувствительны», однако в более поздних работах на тему было установлено , что единственное их отличие от сверстников, которые растут с братьями и (или) сёстрами, — более сильная связь с родителями. И, возможно , более нарциссическое поведение, хотя это ещё нужно проверить.

Впрочем, если версия о нарциссизме верна, то единственным детям будет чем крыть. Современной науке удалось доказать , что у детей без родных братьев и сестёр больший объём серого вещества в определённых областях мозга, что делает их мышление более гибким и творческим. Хотя на интеллекте, справедливости ради, это никак не отражается.

Почему дети (и щеночки) такие милые

Многие считают, что маленькие дети очаровательны: маленький нос и подбородок, большие щёчки и глаза. Исследования показывают, что как у родителей, так и у неродителей младенцы часто вызывают реакцию, которую невозможно контролировать, в областях мозга, связанных с вознаграждением. Это приводит к повышенному вниманию, необходимому малышам для выживания. А ещё — к «миленькой агрессии», которую мы обычно испытываем и по отношению к детёнышам животных.

Почему человеческие детёныши так медленно растут

Пытаясь выяснить, почему дети растут значительно медленнее, чем детёныши млекопитающих, и дольше зависят от родителей, учёные из Северо-Западного университета в Эванстоне пришли к выводу , что всё дело в ресурсах и энергии, необходимых для развития сложного человеческого мозга. Рост тела отодвигается организмом на второй план, в то время как мозг растёт и развивается с невероятной скоростью.

Откуда в детях столько энергии

Было бы здорово, если бы на что-то подобное были способны взрослые (особенно в пятницу), но именно дети могут прыгать и бегать часами, делая совсем небольшие перерывы. И вот суровая правда: детская выносливость может конкурировать с выносливостью профессиональных спортсменов, в то время как их мышечная ткань восстанавливается даже быстрее. Кроме того, мышцы в детском организме медленнее устают, что вообще удивительно, поскольку у детей более короткие конечности, так что при ходьбе и беге они вынуждены тратить больше энергии.

Эксперименты показали, что дело здесь в использовании аэробных (зависимых от кислорода) энергетических путей, которые производят энергию медленнее, но сохраняется она дольше. Ну, а взрослые в это время — и особенно в случае необходимости быстро сделать что-то — полагаются в основном на анаэробные (независимые от кислорода) энергетические пути, которые обеспечивают мощный заряд энергии, однако расходуется она довольно быстро.

Как работает
«детская амнезия»

У большинства людей нет воспоминаний о первых трёх-четырёх годах жизни — и это нормально. Явление, также известное как «детская амнезия», занимает психологов десятки лет, но выяснить окончательно, почему она всё-таки возникает, пока не получается. Но дело не в неспособности детей в этом возрасте формировать долгосрочные воспоминания — в одном эксперименте шестимесячные малыши в течение нескольких недель помнили, как управлять игрушечным поездом с помощью рычага (чему их обучили лишь однажды).

Наиболее популярная на сегодняшний день теория гласит, что, поскольку с возрастом точка отсчёта воспоминаний сдвигается (взрослые могут помнить себя уже с шести или семи лет), проблемным является не формирование воспоминаний, но их сохранение. У науки есть основания предполагать, что на воспоминания влияет и освоение языка. Если в момент происходящего ребёнок может рассказать о событии, вероятность того, что он будет помнить о нём спустя годы, значительно возрастает. Кстати, большинство наших детских воспоминаний вымышлены. Хотя если они позитивные, то это, возможно, помогает поддерживать самооценку.

Когда мы взрослеем на самом деле

Тесты, предлагающие определить психологический возраст, могут врать. Но учёные такой привычки не имеют, так что если они говорят, что мы взрослеем позже, чем принято считать, значит, так оно и есть. О том, что подростковым следует считать возраст с десяти лет до двадцати четырёх лет, учёные заговорили ещё в 2018 году, мотивируя это более продолжительным образованием и отложенным браком и родительством, которые свойственны современным молодым людям.

Теперь же речь идёт не о строгой классификации, а том времени, когда человек окончательно становится взрослым. И последние данные выглядят крайне обнадёживающе: учёные из Кембриджского университета говорят , что изменения в мозге происходят в течение трёх десятилетий, так что и взрослеем мы где-то в районе тридцати лет. Не так уж плохо, правда?

Почему с возрастом время идёт быстрее

Оказывается, в том, что в детстве три месяца лета длились бесконечно, а сегодня они пролетают за один миг, виноват наш мозг. А именно снижающаяся по мере старения тела скорость приёма и обработки поступающей информации, выяснили учёные из Университета Дьюка. Поскольку нейроны со временем увеличиваются в размерах, а связи в мозге становятся сложнее, всё это приводит к более длинным путям прохождения сигналов. Кроме того, сами пути тоже стареют, так что сигналы вынуждены справляться ещё и с большим сопротивлением. В итоге взрослый человек за день просматривает меньше изображений, чем подросток, так что ему кажется, что день прошёл «как-то слишком быстро».

Компьютерные игры и агрессия

Несмотря на то что зависимость от видеоигр внесли в МКБ-11, тлетворное влияние компьютерных игр на детей и подростков сильно преувеличивают. Хотя что касается компьютерных «стрелялок», то они, кажется, и правда могут несколько изменить поведение детей при взаимодействии с оружием. С другой стороны, эксперты призывают родителей перестать обвинять во всех грехах компьютеры и мобильные устройства, напоминая, что, во-первых, социальные сети могут быть полезны, а во-вторых, если что-то и увеличивает риск опасных для общества действий с применением оружия, так это насилие в семье (анализ 2018 года показал, что это имело место в 54 % случаев массовой стрельбы в США).

Ссылка на основную публикацию