Исследователи рассказали, как можно повысить активность мозга - Doctorluchina-Levizkaya.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Исследователи рассказали, как можно повысить активность мозга

Как повысить активность мозга?

Увеличьте свою работоспособность, улучшите память, концентрацию и внимание

Достижение целей, прилив сил, выполнение планов на работе, отсутствие депрессии и упадка сил — это не лозунг коуч-специалиста, это твои возможности. Для этого всего лишь нужно 2 раза в день…

Узнай подробности>>

Умственная активность в том или ином мозговом ритме проявляется круглосуточно, в течение дня и ночи, но если ставится цель улучшения именно высших когнитивных функций (аналитического и абстрактного мышления, памяти и др.), то тогда нужно решить две задачи:

  1. Защитить мозг от диффузных и возрастных изменений, деменций, «голодания» (химического, кислородного), воспалений и непосредственных поражений локальных участков мозга.
  2. Научить (натренировать) мозг решать любые интеллектуальные задачи путём повышения его нейропластичности и отработки мыслительных навыков.

Проявления мозговой активности

Мозговая активность проявляется электрическими колебаниями – ритмами головного мозга, среди которых выявляют порядка 8 типов колебаний – от альфа- до тау-ритма.

  1. Альфа-ритм регистрируется в состоянии покоя и при расслабленном бодрствовании. Как только увеличивается функциональная активность головного мозга, альфа-колебания начинаю затухать вплоть до исчезновения.
  2. Бета-волны «отвечают» за высшие когнитивные функции, память, внимание. Угасают при двигательной активации или тактильной стимуляции.
  3. Гама-ритм фиксируется при решении интеллектуальных задач, требующих полного сосредоточения внимания.
  4. Дельта-ритм регулирует восстановительные процессы мозга (во время сна). Чрезмерное усиление дельта-волн почти всегда связано с нарушениями внимания, памяти и других когнитивных функций.
  5. Тета-волны проявляются в момент перехода расслабленного бодрствования в сонливость.
  6. Капа-ритм, возникая в височных областях, проявляется при подавлении альфа-ритмов в других областях мозга в процессе умственной деятельности.
  7. Мю-колебания наблюдаются только у 10-15 % людей. Возникает при повышенной активности мозга и психическом напряжении.
  8. Тау-ритм становится ответом на блокаду звуковых сигналов.

Чтобы оценить состояние человека и его умственную активность, необходимо учитывать соотношение ритмов. Так снижение альфа-колебаний при закрытых глазах с одновременным увеличением бета-активности может говорить о психоэмоциональном напряжении и тревожности. Снижение альфа-активности при закрытых глазах с повышением тета-ритмов становится признаком депрессии.

Изменения, связанные с нарушениями активности головного мозга

Деменции

Приобретённое слабоумие (деменции) проявляется в виде устойчивого снижения познавательного интереса и способности к приобретению новых знаний, ухудшения долговременной и кратковременной памяти, ослаблении абстрактного мышления. В молодости причиной этого, в основном, становятся различные зависимости. В старости чаще всего распространены деменции сосудистого типа, атрофического (болезни Альцгеймера, Пика) и смешанные. Состояние сердечно-сосудистой системы тоже прямо отражается на деятельности мозга. Так, например, при аритмиях могут возникать различные осложнения, которые деструктивно влияют на сердечный выброс, артериальное давление и, как следствие, – на кровоснабжение мозга.

Как правило, причиной сосудистых деменций становится атеросклероз мозговых сосудов, что позволяет отсрочить ухудшение функционирования мозга путём применения сосудосберегающей терапии.

В 2013 году исследователи индийского медицинского института обнаружили, что использование в быту двух языков откладывает деменцию на 4,5 года (в среднем) по сравнению с теми, кто использует в общении только один язык. Однако лучшей профилактикой всё-таки остаются препараты, улучшающие состояние сосудов, а лучшей терапией – противодементные средства.

С учётом того, что одной из причин деменций являются дефицитные состояния (например, витаминов В12, В9, В3, тиамина), то особую роль в профилактике играет витаминосодержащие питание и применения вспомогательных препаратов, компенсирующих недостаток необходимых веществ (витаминных комплексов, БАДов и др.).

Диффузные изменения

Диффузные изменения (то есть, такие, у которых сложно определить чёткую локализацию патологического источника, и поэтому патология воспринимается как проблема мозга в целом) проявляются комплексом симптомов и дезорганизацией биоэлектрической активности головного мозга.

Следствием и признаками диффузных изменений биоэлектрической активности головного мозга становятся:

  • нарушение работоспособности человека,
  • снижение умственной активности мозга, памяти и внимания,
  • психологические трансформации в сторону снижения самооценки, ограничения круга интересов и др.

Диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга обнаруживаются с помощью ЭЭГ. Кроме этого, ЭЭГ потенциально может демонстрировать и ряд других патологий, к которым относится, например, эпилептическая активность.

При эпилепсии возникает характерный электрографический феномен – зависимость между электроэнцефалографическими паттернами и типами регистрируемых припадков.

Паттерны, наиболее изученные в эпилептологии, – это:

  • ФОВ (фокальные острые волны),
  • ФПР (фотопароксизмальная реакция),
  • генерализованные спайк волны.

У всех них есть свой список характерных отклонений (например, судорожные проявления при ФОВ и ФПР). Но ЭЭГ-диагностика связана с рядом сложностей, потому что результаты ЭЭГ практически здоровых людей могут демонстрировать значительные изменения, и в то же время, отсутствие изменений ЭЭГ могут наблюдаться у людей с патологиями.

Электрическая активность мозга выявляет признаки последствий черепно-мозговых травм с диффузным аксональным повреждением мозга. В этом случае ЭЭГ характеризуется устойчивыми или переходящими изменениями подкоркового и/или стволового характеров.

Способ увеличить мозговую активность с помощью смены образа мышления

Существуют специальные приёмы и упражнения, с помощью которых можно повысить активность мозга и его возможности. Однако чтобы умственная активность была стабильно высокой, нужно применять эти примы не время от времени, а систематически, связав их с образом жизни.

Смена привычек

Смена привычных локаций, изменение привычной обстановки или внесение нового в повседневные процессы способно увеличивать нейропластичность – умение мозга создавать новые нейронные сети и связывать их со сформированными ранее в единую систему. Это позволяет мозгу «взглянуть» на любую задачу по-новому, подключив к решению прежде незадействованные системы.

Для увеличения числа связей рекомендуется менять устоявшиеся маршруты, пробовать новую еду в новых кафе и ресторанах, вставать с другой ноги, чистить зубы попеременно правой и левой рукой и вносить прочие изменения в привычную жизнь.

Нейропластичность – это многоуровневое проявление способности мозга восстанавливать функции, которое наблюдается как на клеточном уровне, так и в масштабах всего мозга, где происходит переназначение «ролей» и отделов, ответственных за процессы. В том числе, это свойство мозга активно используется в развитии памяти и научении.

Блуждающее сознание

При работе над одной задачей при очевидном алгоритме решения целесообразно сосредоточится на нём. Но если решение неочевидно или если в процессе интеллектуальной деятельности возник эффект многозадачности, который стопорит процесс, рекомендуют отвлечься и позволить своему сознанию поблуждать. Это позволяет мозгу не только отдохнуть, но и суметь «поискать» решение в тех нейронных сетях, которые при узком сосредоточении оказывались на периферии.

Физическая активность

Интеллектуалы часто считают физическую активность пустой тратой времени. Но результаты различных экспериментов показали прямую зависимость интеллектуальных возможностей и регулярных разноплановых физических нагрузок.

Так в среднем на 10% выше показатели сообразительности зафиксированы у тех детей и взрослых, которые несколько раз в неделю занимались физкультурой – как минимум совершали длительные пешие прогулки. Танцы как способ улучшить мозговую активность хорошо показали себя в борьбе со слабоумием.

Частично это связано с неизбежным подключением во время тренировок различных отделов и участков мозга, с изменением ритмов, формированием навыка быстрого принятия решения. Частично – с улучшением кровообращения во время физических нагрузок.

Способ активизации мозговой активности с помощью препаратов

Как повысить мозговую активность с помощью специальных ноотропных средств? Существует два способа:

  • более быстрый, но и более рискованный – с помощью психостимуляторов и некоторых агрессивных синтетических ноотопов,
  • более долгий, но и более безопасный – с помощью препаратов с ноотропным эффектом, которые мягко изменяют соотношение действующего вещества и благодаря курсовому приёму более щадяще воздействуют на мозговые ткани.

Ноотропы (или нейрометаболические стимуляторы), если их применять в рекомендованных дозировках, в отличие от психостимуляторов, действующих сразу, проявляют себя после нескольких приёмов – курс, как правило, длится от 2 недель до 2 месяцев. (Чем мягче воздействие препарата, тем дольше курс, как в случае с природно-растительными препаратами). Проявления эти могут быть направлены на один или сразу несколько механизмов, позволяющих стимулировать мозг:

  • активизацию кровоснабжения и микроциркуляцию,
  • восстановление функциональных качеств сосудов (избавление от тромбов, профилактика слипания эритроцитов и др.),
  • улучшение проводимости сигнального импульса между клетками (например, за счёт увеличения концентрации нейромедиаторов – аминокислот, катехоломинов, других моноаминов),
  • защиту клеток мозга от повреждений и окислительных процессов (например, свободными радикалами).

Среди самых известных и популярных выделяются следующие:

  • ХэдБустер. Натуральный усилитель мозговой активности и высших когнитивных функций. Применяется в качестве способа как улучшить мозговую активность, так и восстановить обменные процессы во всём организме, приведя в норму иммунную, кровеносную, нервную системы. Содержит множество биоконцентратов, вытяжек и экстрактов с Гинкго, Омега-3, витаминами.
  • Ноотропил. Действующее вещество пирацетам. Повышает рецепторную и нейромедиаторную активность, увеличивая концентрацию ацетилхолина. Но для максимального раскрытия потенциала Ноотропила его рекомендуют применять в комплексе с Холином. Холин не только усиливает воздействие, но и становится фактором профилактики от головных болей, которые может спровоцировать Ноотропил.
  • Экстракт Гинкго Билоба. Растительный препарат, повышающий микроциркуляцию и улучшающий питание головного мозга путём оптимизации транспорта глюкозы и кислорода. В чистом виде экстракт выпускается разными производителями, но целесообразнее употреблять его в комплексе с другими веществами. Среди многокомпонентных препаратов с Гинкго выделяются Хэдбустер, Оптиментис и др.

Способ стимуляции мозга путём изменения рациона

Как увеличить активность мозга с помощью питания? Существует традиционный и парадоксальный способы.

  1. Традиционный способ связан с употреблением в пищу «продуктов для мозга». К таким традиционно относятся:
  • Омега-3-содержащие продукты – жирная рыба, льняное семя и масло, орехи, зародыши пшеницы и других злаковых,
  • антиоксидантные продукты – печень (витамин А и цинк), овощи (витамин С), кисломолочные продукты (глитатион), вино и др.
  • кофе в сочетании с зелёным чаем – в таком сочетании, высокая умственная активность может сохраняться весь день без негативных последствий.
  1. Парадоксальный способ предполагает применение кратковременного голодания. Это экстремальный способ, рассчитанный на тактические необходимости, который основывается на идее учёных Йельской медицинской школы. По их мнению, умственная активность становится высокой, если мозг будет «думать», что организм нуждается в еде, и от такой активности зависит, получит ли он питание. Эта эволюционная зависимость была подтверждена опытами на голодных мышах, которые демонстрировали большую сообразительность, чем их сытые собратья.

Как стать умнее: 6 научных способов повысить мозговую активность

Простые повседневные действия могут положительно влиять на наш мозг, а мы об этом даже не задумываемся.

Проблемы с памятью могут возникнуть у каждого: забытые ключи, дни рождения, встречи… Кажется, что это всё мелочи. Действительно, с кем не бывает? Но чем дальше, тем хуже, пугают учёные.

Исследователи из Массачусетского института предупреждают: ухудшение памяти может начинаться уже с 35 лет When Exactly Does Your Memory Start Declining? . Невинные хобби, такие как разгадывание кроссвордов или изучение иностранного языка, станут только пустой тратой времени. Научных данных, подтверждающих их положительное воздействие на память, недостаточно Do “Brain-Training” Programs Work? . Вы можете читать Шекспира в оригинале или стать настоящим мастером по заполнению пустых клеточек, но только и всего.

Читайте также:  Операции на печени

Отложите англо-русский словарь в сторону. Для того чтобы успешно развивать память и внимание, нужно использовать другие методы. Вот некоторые из них.

1. Занимайтесь спортом

Казалось бы, какая связь между утренней пробежкой и хорошей памятью? Оказывается, самая прямая. В результате физических упражнений к мозгу поступает приток крови, что активизирует его работу. А это, в свою очередь, приводит к другим приятным последствиям.

Учёные выяснили, что у людей, которые чаще ходят пешком, креативность развита больше, чем у их «сидячих» коллег Stanford study finds walking improves creativity . Более того, научно доказано, что физические упражнения стимулируют рост новых нервных клеток How Exercise May Help the Brain Grow Stronger . В течение нескольких лет учёные тщательно исследовали строение клеток мозга людей и животных, которые активно двигались, и тех, что вели малоподвижный образ жизни. В результате оказалось, что благодаря физическим упражнениям в части мозга, ответственной за нашу память и внимание, образуются новые клетки.

Кстати, смена физической активности также помогает работе мозга. Может, пришло время сменить плавание на йогу?

2. Испытывайте полезный стресс

Ян Робертсон (Ian Robertson), профессор из Далласа, утверждает, что стресс в умеренных количествах способен влиять на работу нашего серого вещества Get Smart: 6 Brain-Boosting Activities to Add to Your Day .

Оказывается, стресс запускает в мозге определённый химический процесс, который повышает мозговую активность и улучшает работу нейронов.

Однако следует помнить, что стресс бывает разным. При кратковременном стрессе в кровь выбрасывается огромное количество гормона адреналина, мобилизующего все системы организма. А вот при длительном расстройстве преобладает гормон кортизол, который, наоборот, истощает организм, а также стимулирует потребление лишних калорий.

Так что рыдания над пропущенным дедлайном приведут только к желанию съесть шоколадный торт, а не улучшат работу мозга. А вот полёт на парашюте или диалог с симпатичным коллегой помогут и повысить активность мозга, и укрепить уверенность в себе.

3. Спите вдоволь

Сериалы до трёх ночи, танцы в клубе допоздна… Недостаток сна приводит не только к третьей чашке кофе, но и к более серьёзным проблемам.

Американские учёные выяснили, что бессонные ночи могут стать причиной болезни Альцгеймера Lack of Sleep May Lead to Dementia: New Research Finds It Makes Brain Vulnerable . Оказывается, в мозге человека, который плохо спит, накапливается бета-амилоид, особый белок, вызывающий потерю памяти. И чем больше белка, тем хуже человек спит, а чем хуже человек спит, тем больше у него этого коварного вещества. Просто замкнутый круг! Поэтому постарайтесь стать жаворонками, уважаемые совы, ведь крепкий сон — залог не только доброго утра, но и хорошей памяти.

4. Следите за диетой

Лишняя шоколадка и пирожное с кремом поднимут настроение, но приведут к ухудшению памяти. Ведь нашему мозгу, словно автомобилю, нужно топливо, и таковым является еда. Продукты, в которых большое количество витаминов и минералов, улучшают работу мозга Nutritional psychiatry: Your brain on food , а вот еда с высоким содержанием сахара становится причиной нарушения мозговой активности и даже депрессии.

Плюс ко всему во многих фруктах, овощах и растениях есть специальные вещества — флавоноиды, способные улучшать работу организма и воздействовать на различные системы органов. И вот исследователи из Колумбийского университета (США) пришли к выводу, что какао, в котором содержание флавоноидов очень высоко, благоприятно влияет на работу мозга и улучшает память Dietary Flavanols Reverse Age-Related Memory Decline .

В ходе эксперимента выяснилось, что люди в возрасте 50–69 лет, которые регулярно пили какао, лучше справились с тестом на память, чем группа, которая не употребляла какао, но была моложе почти на два десятилетия. Поэтому еда, богатая витаминами и полезными веществами, не только принесёт пользу всему организму, но и поможет улучшить память и внимание.

5. Используйте нейрогаджеты

Учёные уже много лет используют на практике транскраниальную стимуляцию постоянным током (tDCS). Звучит страшно и непонятно? Но на самом деле всё очень просто.

Умный прибор действует так: к определённым зонам на голове человека прикрепляются электроды, через которые проходит слабый постоянный ток. Этот заряд очень маленький — столько светлячок тратит на то, чтобы светиться, — и абсолютно безопасный.

Ток воздействует на нейроны, делая их более или менее возбудимыми. В результате чего изменяются контакты между нервными клетками.

Это приводит к такому явлению, как улучшение синаптической пластичности. Именно синаптическая пластичность отвечает за улучшение памяти и внимания.

Подобные хитрые приборы используются в ведущих европейских клиниках уже несколько десятилетий. Однако для того, чтобы улучшить память и развить внимание, совсем не обязательно обращаться к врачам. Для домашнего использования создают коммерческие приборы в Америке и в России. В Америке это Foc.us и Apex, в России — Brainstorm. Быть может, в скором времени провести транскраниальную стимуляцию мозга станет таким же обычным делом, как выпить чашку кофе.

6. Больше позитива

Рецепт хорошей памяти прост: полноценный сон, полезное питание, использование нейрогаджетов, физические упражнения… Что ещё? Профессор Джон Кракауэр (John Krakauer) из Университета Джонса Хопкинса (США) утверждает: «Проводить вечера с книгой на диване, конечно, хорошо, но одиночество может привести к депрессии» Get Smart: 6 Brain-Boosting Activities to Add to Your Day . Более того, говорят учёные, чем больше у вас друзей, тем дольше будет ваша жизнь! Так что болтать с подружкой за бокалом вина, оказывается, не только приятно, но и полезно.

Редакция может не разделять точку зрения автора.

Алматы Cити

Алматы Cити

  • Главная
  • Блоги
  • Спорт и активный образ жизни
  • Как повысить активность мозга

Спорт и активный образ жизни

Как повысить активность мозга

Главная причина старения мозга – это утрата былой активности.

В школе мы начинаем тренировать серое вещество, усваивая разные аспекты знаний. В институте мозг работает на полную мощность, особенно перед сдачей сессии. В зрелом возрасте работа по выбранной специальности не дает мозгу расслабиться. Но работа входит в привычное русло, учиться не надо – вот мозг и начинает терять тонус. И тут на помощь приходят различные ментальные тренажеры, специально разработанные для этого психологами.

Активность мозга – главный фактор долгожительства и здоровья

Связь между активной работой серого вещества и физическим состоянием человека давно интересовала ученых и врачей. Многочисленные исследования, проводившиеся во всем мире, позволили определить факторы, необходимые для поддержания здоровья на долгие годы, среди них один из основных – активная работа мозга.

Несколько лет назад британские исследователи опубликовали результаты своей многолетней работы: более 15 лет они проводили наблюдения за жизнью полутора тысяч мужчин и женщин, возраст которых на момент начала эксперимента составлял 56 лет.

Главным выводом ученых стало подтверждение тесной взаимосвязи между активностью головного мозга и физическим здоровьем пожилых людей. Конечно, отчасти эта закономерность объясняется тем, что люди с высоким IQ более ответственно и тщательно следят за своим здоровьем и отказываются от вредных привычек, укорачивающих жизнь.

У здорового человека частота работы мозга составляет 300 млн колебаний в секунду. Во время болезни она снижается в десятки раз – до 20 млн колебаний. Аналогично действует обратная связь: снижение частоты работы мозга из-за его старения и деградации ведет к замедлению жизненных процессов, протекающих в организме. Как следствие, физическое здоровье человека ухудшается.

Российские и зарубежные исследователи сходятся во мнении: процесс старения мозга можно не только замедлить, но и практически остановить! Все, что требуется для этого, – повысить активность серого вещества вдвое, и это достижимо!

Большинство ученых, работающих в области медицины, утверждают, что «по воле» мозга могут заметно повышаться иммунитет, укрепляться силы организма в борьбе с недугами. Даже теми, которые традиционно считаются неизлечимыми. Все дело в том, что в центральной и периферической нервной системе постоянно происходят сбор и обработка информации о состоянии каждой клеточки человеческого организма. Полученная информация направляется в мозг, поэтому наш мозг всегда «в курсе» различных сбоев и неполадок в «системе», например о боли, повышении температуры, начавшемся воспалительном процессе и т. д. Обработав эту информацию, мозг отдает «приказ» начать выработку веществ, необходимых для того, чтобы привести организм в норму.

Тренинг внимания

Далеко не все обладают способностью автоматически подмечать все вокруг, впитывать знания, запоминать события во всех подробностях. Но этому можно научиться. Воспроизведение подобных чувств и состояний станет отличной тренировкой возможностей головного мозга, практиковать которую вы сможете в любом месте и в любое время.

Упражнение «Путешествие внутрь тела»

Это упражнение выполняется сидя или лежа. Главное, чтобы вам было удобно. Закройте глаза и дайте себе несколько минут на то, чтобы расслабиться. Пусть тело станет свободным, тяжелым и пластичным, как кусок теста. Постарайтесь ощутить ваш вес, пусть он придавит вас к поверхности, на которой вы сидите или лежите.

Начинаем путешествие. Это путешествие вы можете начать с любой точки. Например, представьте, что вы уменьшились настолько, что можете без труда влезть в собственное ухо (и при этом в ухе не будет ощущаться ничего). Итак, через ухо вы проникаете внутрь головы. Что вы там видите? Постарайтесь представить себе все лабиринты ушной раковины, трубку внутреннего уха, мозг. Прогуляйтесь по собственному мозгу. Вы увидите немало интересного!

Посмотрите в «окна» глаз, полюбопытствуйте, как устроена носоглотка. Затем спускайтесь вниз.

  1. Куда вы направитесь?
  2. Через трахею в легкие или же по пищеводу в желудок?
  3. А может быть, вы захотите увидеть работу сердца?
  4. Представляйте себе все внутренние органы, оцените, как они работают, здоровы ли они?

Почувствуйте ритм сердца, ток крови. Закончить это путешествие можно в любой точке тела.

Упражнение на осознанность «Чем вы заняты?»

Время выполнения: упражнение выполняется в течение целого дня.

Время от времени спрашивайте себя: чем я занимаюсь прямо сейчас? И мысленно отвечайте, проговаривайте, чем вы заняты.

Например, если вы в этот момент читаете книгу, так и отвечайте: сейчас я читаю книгу. Едите яблоко – проговорите про себя: я ем яблоко. Постарайтесь ощутить этот процесс всем вашим существом. Если вы читаете книгу, сосредоточьтесь не только на содержании, но и на белизне страниц, форме букв, тактильных ощущениях, когда пальцы прикасаются к обложке. Едите яблоко – почувствуйте его вкус, упругость, гладкость кожицы, цвет. Проанализируйте вкус яблока, какой он – сладкий или кислый? Какие ассоциации вызывает у вас запах этого фрукта?

Читайте также:  Грибковые заболевания ногтей

Точно так же осознавайте любое ваше занятие в течение дня. Специально помнить об упражнении не надо, но когда вспомните, тут же задавайте себе вопрос и начинайте осознавать свои действия.

В конце дня подведите итоги, вспомните все эти моменты. Вы будете удивлены, насколько ярко и хорошо они запомнились.

Упражнение на развитие зрительного внимания «Остановить, мгновение!»

Время и место выполнения: выполняйте это упражнение в любом месте в любое время. Оно займет у вас всего пять секунд.

Фотографируйте реальность. Представьте, что ваше сознание – это фотоаппарат. «Нажмите» на спуск и запечатлейте в памяти окружающую картинку. Представьте, как это будет выглядеть на фотографии: пешеход застыл на полдороге, дерево навечно наклонилось под порывом ветра, птица замерла в небе и т. д. За день сделайте несколько таких «кадров», а вечером просмотрите их. Чем чаще вы будете выполнять это упражнение, тем лучше будет качество вашей мысленной «фотографии».

Тренинг памяти

«Вспомним имена и лица

  1. всех своих родственников;
  2. друзей, которые у вас были, начиная с самого раннего детства;
  3. воспитателей, учителей, преподавателей института;
  4. одноклассников, однокурсников;
  5. коллег, начальников.

Запишите их. Добавьте деталей.

Теперь заново перечитайте все имена. Прочитав одно имя, остановитесь.

Представьте себе лицо этого человека. В какой обстановке он вам запомнился? Во что он был одет? О чем вы разговаривали? Кто был рядом с вами? Какой день недели был тогда (будний, выходной)? Было утро, день, вечер, ночь? Какое время года? Какое настроение было у вас? По какому поводу вы виделись тогда?

Подведите итог. Какие ассоциации, воспоминания, события возникают у вас в памяти в связи с каждым человеком? Как вы относились к ним тогда? А теперь?

Упражнение «Воссоздаем событие»

На это упражнение дается две минуты. За это время вы должны воссоздать в памяти любое значимое событие, которое произошло с вами в последнее время. Это может быть романтическое свидание, встреча выпускников, свадьба, похороны, крупный разговор с начальством, съемки на телевидении и т. д.

Восстановите картину. Вспомните обстановку, людей, которые присутствовали там, накрытый стол, вкус блюд, фразы и отдельные слова, звучание голосов людей, которые находились рядом с вами. Вы должны воссоздать событие в мельчайших деталях, картинка должна встать перед глазами «зримо» целиком, очень ярко и объемно. Минута вам дается на припоминание общей картинки, минута – на воссоздание подробностей.

После упражнения ответьте на следующие вопросы:

  1. Картинка получилась четкой или расплывчатой?
  2. Было ли это воспоминание более тусклым, чем реальная жизнь, или нет?
  3. Какие детали вспомнились первыми? Какие всплыли потом?
  4. Воссозданная в памяти картинка многоцветна или же в ней присутствуют один-два основных цвета?
  5. Сможете ли вы набросать план помещения, в котором происходило событие?
  6. Можете ли вы прямо сейчас вспомнить все блюда, которые вы ели тогда (если тогда было угощение)? Представьте себе их вкус.
  7. Можете ли вы вспомнить цвет глаз человека, находящегося ближе всех к вам?
  8. Можете ли вы описать, как были одеты люди? Представьте себе их наряды сначала в виде цветовых пятен, затем вспоминайте детали.

Старайтесь повторять это упражнение каждую неделю. Оно прекрасно развивает все виды памяти.

Межполушарные связи

Многие люди традиционно относят себя либо к «физикам», либо к «лирикам», однако на самом деле четкого деления не существует, и в каждом из нас рациональная составляющая соседствует с творческой. А значит, и творческие, и когнитивные способности нашего мозга нуждаются в постоянной стимуляции, тренировке, и только это обеспечит полноценное, гармоничное развитие и головного мозга человека, и всей его личности.

Традиционно «творческая» роль отводилась правому полушарию, а на долю левого выпадали логика и анализ. Однако последние исследования, проведенные учеными из Университета Южной Калифорнии (США), разрушают этот миф о строгом делении головного мозга человека на чисто творческую и исключительно рациональную половины.

Оказывается, при выполнении творческих заданий правое полушарие активно «обращается за помощью» к левому! Поэтому специальные упражнения на развитие творческого мышления не просто активизируют работу обоих полушарий, такая тренировка заметно улучшает межполушарные связи – а ведь именно согласованная работа двух полушарий и их способность своевременно «приходить друг другу на помощь» и есть залог качественной работы головного мозга! Многочисленные исследования доказали: развивая свои творческие способности, человек заметно повышает свой IQ!

Упражнение «Подбираем существительные»

К предложенным прилагательным подберите существительные и глаголы таким образом, чтобы получился небольшой рассказ. Прилагательные можно оставить в данных падежах, а можно падежи менять. Фразы можно переставлять как угодно.

Список слов

Знакомый, большое, наивысший, увлекательная, зрелые, творческие, законченные, услышанный, скромный, коренное, словесное, выработанный, узловой, актерские, крупный, глубочайшая, неразрывная, богатый, правдивый, сверкающий, истинный, подрастающий, европейский.

Запишите свой рассказ. Прочитайте его вслух. Теперь отложите листок и перескажите рассказ.

Упражнение «Займемся геометрией»

Геометрия – наука, прекрасно развивающая пространственное воображение. Научитесь представлять себе геометрические фигуры. Создавайте их воображаемые образы: сначала плоские, затем объемные.

Представляйте фигуры поодиночке, затем – в сочетании с другими фигурами.

Фигуры: сфера, куб, призма, тетраэдр, пирамида, октаэдр.

Наш мозг имеет способность изменяться, восстанавливаться и даже излечиваться в любом возрасте

Изучающие головной мозг человека ученые за последние несколько лет обнаружили определенное количество неожиданных аспектов, которые обуславливают влияние мозга на общее состояние здоровья нашего организма. Однако и некоторые аспекты нашего поведения влияют на наш мозг.

Кроме того, согласно современной точке зрения, которая сформировалась относительно недавно, мозг человека не прекращает свое формирование к подростковому возрасту.

Ранее считалось, что мозг, начиная с довольно раннего возраста (подростковый период), подвергается неумолимому процессу старения, который достигает своего пика в пожилом возрасте. Однако сейчас известно, что мозг человека имеет способность изменяться, восстанавливаться и даже излечиваться, причем эта способность поистине безгранична! Получается, что не столько возраст влияет на наш мозг, а то, как мы пользуемся мозгом в течение жизни.

Действительно, определенная активность, требующая усиленной работы головного мозга, способна заново «перезагрузить» так называемое базальное ядро (комплекс подкорковых нейронов белового вещества), которое, в свою очередь, запускает так называемый механизм нейропластичности мозга. Иными словами, нейропластичность – это возможность контролировать состояние головного мозга, поддерживая его работоспособность.

В то время как функциональность мозга несколько ухудшается естественным образом по мере старения организма (но не настолько критично, как считалось ранее), определенные стратегические подходы и методики позволяют создавать новые нейронные проводящие пути и даже улучшать работу старых путей, причем, на протяжении всей жизни человека. И что еще более удивительно, так это то, что подобные усилия по «перезагрузке» мозга оказывают долговременный положительный эффект на общее состояние здоровья. Каким же образом это происходит? Наши мысли способны влиять на наши гены!

Мы склонны думать, что наше так называемое генетическое наследие, то есть, своеобразный генетический багаж нашего организма, это материя неизменная. По нашему мнению, родители передали нам весь тот генетический материал, которые сами когда-то унаследовали – гены облысения, роста, веса, заболеваний и так далее – и теперь мы обходимся лишь тем, что получили. Но на самом деле, наши гены открыты для влияния в течение всей нашей жизни, причем, на них влияют не только наши действия, но и наши мысли, чувства, вера.

Вы должно быть слышали, что на генетический материал можно повлиять посредством изменения рациона питания, образа жизни, физической активности и так далее. Так вот сейчас вполне серьезно изучается возможность такого же эпигенетического эффекта, вызванного мыслями, чувствами, верой.

Как показывают уже многочисленные исследования, химические вещества, на которые влияет наша умственная активность, способны вступать во взаимодействие с нашим генетическим материалом, вызывая мощный эффект. На многие процессы в нашем организме можно повлиять таким же образом, как и при изменении режима питания, образа жизни, среды обитания. Наши мысли способны буквально выключать и включать активность определенных генов.

О чем говорят исследования?

Доктор наук и исследователь Доусон Черч (Dawson Church) рассказал о взаимодействии, которое оказывают мысли и вера пациента на экспрессию связанных с болезнью и исцелением генов.

«Наше тело читает в нашем мозгу, — говорит Черч. – Наукой установлено, что мы можем иметь лишь определенный фиксированный набор генов в наших хромосомах. Однако какие из этих генов влияют на наше субъективное восприятие и на течение различных процессов, имеет большое значение».

В результате одного из исследований, проведенного в Университете Огайо (Ohio University), был наглядно продемонстрирован эффект влияния умственного напряжения на процесс излечения. Учёные провели его среди семейных пар: каждому участнику опыта на коже оставляли небольшое повреждение, приводящее к появлению маленького волдыря. Затем разным парам предлагалось в течение получаса либо пообщаться на нейтральную тему, либо поспорить на какую-то конкретную тему.

Затем на протяжении нескольких недель ученые определяли уровень трех определенных белков в организме, которые влияют на скорость заживления ран. Оказалось, что у тех спорщиков, которые использовали в своих спорах наиболее язвительные и жесткие замечания, и уровень этих белков и скорость заживления были на 40 процентов ниже, чем у тех, кто общался на нейтральную тему.

Черч объясняет это следующим образом: наше тело посылает сигнал в виде белка, активирующий определенные гены, связанные с заживлением ран. Белки активируют гены, которые, используя стволовые клетки, создают новые клетки кожи для лечения ран.

Однако когда энергия организма истощается тем, что затрачивается на выработку стрессовых веществ, таких как кортизол, адреналин и норадреналин, — сигнал, который поступает к вашим исцеляющим раны генам, значительно слабеет. Процесс восстановления длится намного дольше. В то же время, если организм человека не настраивается на борьбу с какой-то внешней угрозой, его энергетические ресурсы остаются нетронутыми и готовыми для выполнения излечивающих миссий.

Почему это очень важно для нас?

Нет сомнений, что тело практически любого человека с рождения укомплектовано генетическим материалом, необходимым для оптимального функционирования в условиях ежедневных физических нагрузок. Однако наша способность сохранять так называемое умственное равновесие оказывает огромное влияние на возможности нашего тела использовать свои ресурсы. И даже если вы полны агрессивных мыслей, определенная активность помогает настроить ваши нейронные проводящие пути на поддержку менее реакционных действий.

Хронический стресс способен преждевременно состарить наш мозг

«Нас постоянно подстерегают стрессы в нашей среде обитания, — рассказывает Говард Филлит (Howard Fillit), доктор наук, профессор гериатрии в Школе медицины Маунт-Синай, Нью-Йорк, и руководитель фонда, занимающегося поиском новых лекарств от болезни Альцгеймера. – Однако наибольший вред приносит тот умственный стресс, который мы чувствуем внутри себя в ответ на внешний стресс».

Читайте также:  Боль в правом подреберье

Подобное разграничение стрессов указывает на наличие постоянной ответной реакции всего организма в ответ на постоянный внешний стресс. Эта ответная реакция влияет на наш мозг, приводя к нарушению памяти и других аспектов умственной деятельности. Таким образом, стресс является фактором риска, влияющим на развитие болезни Альцгеймера, а также ускоряет ухудшение памяти при старении человека. При этом вы можете даже начать себя чувствовать намного старее, что называется, умственно, чем вы есть на самом деле.

Исследования, проведенные специалистами Калифорнийского университета (University of California) в Сан-Франциско продемонстрировали, что постоянная реакция организма на стресс (и постоянные всплески кортизола) способны приводить к уменьшению гиппокампа – важнейшей части лимбической системы головного мозга, отвечающей как за регулирование последствий стресса, так и за долговременную память. Это также одно из проявлений нейропластичности – но уже негативное.

Как и другие формы релаксации, полное отречение от всяких мыслей не только способны быстро привести в порядок мысли (и, соответственно, биохимический уровень стресса наряду с экспрессией генов), но и даже менять структуру самого мозга!

«Стимулирование областей мозга, которые управляют позитивными эмоциями, способно усилить нейронные связи точно так же, как физические упражнения усиливают мышцы», — произносит Хэнсон один из главных принципов нейропластичности. Однако верно и обратное: «Если вы регулярно думаете о тех вещах, которые мучают вас и сводят с ума, вы увеличиваете чувствительность мозжечковой миндалины, которая в первую очередь несет ответственность за негативные переживания».

Хэнсон объяснил, что таким образом мы делаем наш мозг более восприимчивым, а это приводит к тому, что мы легко расстраиваемся из-за пустяков в будущем.

«Работа мозга в унисон с организмом посредством интерорецепции бережет наше тело от повреждений в момент выполнения физических упражнений, — рассказывает Хэнсон. – А также помогает ощущать приятное и простое чувство того, что в вашем организме все в порядке». Еще один плюс здорового «островка» заключается в том, что вы таким образом улучшаете свои инстинкты, интуицию и эмпатию – умение сопереживать».

Каждый год нашей жизни в пожилом возрасте способен добавлять нам ума

Долгое время считалось, что ближе к среднему возрасту человеческий мозг, некогда молодой и гибкий, начинает постепенно сдавать позиции. Однако недавние исследования продемонстрировали, что в среднем возрасте мозг способен начать проявлять свою пиковую активность. Исследования показывают, что даже несмотря на вредные привычки, именно эти года являются самыми благоприятными для наиболее активной работы мозга. Именно тогда мы принимаем наиболее осознанные решения, оглядываясь на накопленный опыт.

Ученые, которые изучали человеческий мозг, всегда убеждали нас, что основной причиной старения мозга является утрата нейронов – смерть клеток мозга. Однако сканирование мозга с помощью новых технологий продемонстрировало, что большая часть мозга поддерживает одинаковое количество активных нейронов на протяжении всей жизни. И даже при условии, что некоторые аспекты старения и правда приводят к ухудшению памяти, реакции и так далее, происходит постоянное пополнение «запасов» нейронов. Но за счет чего?

Ученые назвали данный процесс «билатерализацией мозга», при которой происходит одновременное использование как правого, так и левого полушарий мозга. В 1990-х годах в Канаде, в Торонтском университете (University of Toronto), благодаря развитию технологий сканирований мозга, удалось визуализировать и сравнить то, как работает мозг молодых людей и людей среднего возраста при решении следующего задания на внимательность и память:

необходимо было быстро запомнить имена людей на различных фотографиях, а потом постараться вспомнить, кого как зовут.

Ученые ожидали, что участники исследования средних лет хуже справятся с поставленной задачей, однако результаты экспериментов для обеих возрастных групп были одинаковы. Но удивительным оказалось другое: позитрон-эмиссионная томография продемонстрировала, что нейронные связи у молодых людей активизировались в определенной части мозга, а у людей более старшего возраста, помимо активности в той же зоне, проявляла себя и часть предлобной коры головного мозга.

Канадские ученые, основываясь на результатах данного и многих других экспериментов, пришли к следующему выводу: биологическая нейроная сеть мозга людей среднего возраста могла дать слабину в определенной зоне, однако тут же подключалась другая часть мозга, компенсируя «недостачу». Таким образом, процесс старения приводит к тому, что люди в среднем возрасте и старше используют свой мозг буквально в большей степени. К тому же, налицо усиление биологической нейронной сети в других зонах мозга.

Наш мозг устроен таким образом, что он умеет справляться с обстоятельствами (противодействовать им), проявляя гибкость. И чем лучше следить за его здоровьем, тем лучше он справляется.

Исследователи предлагают целый комплекс мероприятий, позволяющих как можно дольше сохранить здоровье мозга:

  • здоровое питание,
  • физическая активность,
  • релаксация,
  • решение сложных задач,
  • постоянное изучение чего-либо и так далее.

Причем, это работает в любом возрасте. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Как активность мозга влияет на продолжительность жизни, рассказали учёные

Как оказалось, люди, которые смогли дожить до глубокой старости, имели наименьшую активность генов, связанных с нервным возбуждением, по сравнению с теми, кто умер в возрасте до 80 лет.

Учёные сумели выявить причинно-следственную связь между нервным возбуждением и продолжительностью жизни. Эти выводы они подтвердили во время дополнительных исследований с участием мышей и нематодов.

Что лежит в основе старения? Такие механизмы, как сокращение концов хромосом по крайней мере звучат как правдоподобный способ ухудшения состояния жизненно важных органов от кожи до мозга и сердца. Он производит весь печальный беспорядок, известный как старение.

Однако ученые сообщили о причине старения, которую, напротив, даже ведущий исследователь дипломатично называет «нелогичной» — это нейронная активность.

  • Старение, конечно, влияет на мозг. Но мозг, по-видимому, тоже влияет на старение.

Открытие

Ученые обнаружили, что у существ, от червей до мышей, а также у людей высокий уровень нейронной активности означает более короткую продолжительность жизни. Более низкие уровни — например, из-за лекарств, которые ослабляют активность нейронов — увеличивают продолжительность жизни.

Открытие было настолько удивительно, что прошло два года, прежде чем оно было опубликовано — из-за того, что исследователи просили у ученых дополнительные данные. Генетик Брюс Янкнер из Гарвардской медицинской школы, который руководил исследованием, понял их скептицизм. «Если вы скажете, что у вас на заднем дворе кошка, люди вам поверят», — сказал он. «Если вы говорите, что у вас есть зебра, они хотят больше доказательств».

Таким образом, доказательства — это то, что он и его коллеги продолжали генерировать у людей, мышей и у круглого червя C. elegans, который долгое время был подопытным для исследований старения.

«Я думаю, что это значительный вывод», — сказал молекулярный биолог Нектариос Тавернаракис из Университета Крита, эксперт по проблемам старения. «Это определенно удивительный поворот в вопросе старения, но пока рано говорить об управлении человеческой продолжительностью жизни, основываясь на этом. На мой взгляд, все будет сложнее».

С другой стороны, более ранние исследования намекали на то, что чрезмерная активность нейронов является одним из факторов деменции, и некоторые эксперты по Альцгеймеру рекомендуют йогу и медитацию в качестве возможных способов замедления прогрессирования этой болезни. Теперь, с дополнительными доказательствами, связывающими активность нейронов с продолжительностью жизни, идея о том, что «успокоение» нейронов может однажды продлить продолжительность жизни, кажется несколько менее надуманной.

Впервые ученые Гарварда пришли к выводу, что активность нейронов — электрические сигналы, проникающие вдоль нервных клеток — могут иметь какое-то отношение к продолжительности жизни, изучая человеческий мозг, пожертвованный для исследований. В лобной коре ген REST был более активным в мозге тех людей, которые дожили до 85 лет и старше, чем в лобной коре головного мозга, владельцы которого умерли в возрасте 60-70 лет. Все мозги были когнитивно нормальными.

REST

REST не появился на ровном месте. В 2014 году Янкнер и его коллеги показали, что этот ген защищает стареющий мозг от деменции.

«REST участвует в возбуждении нейронов и активен во время развития мозга плода», — сказал Янкнер. «Обычно он отключается после этого. Но с возрастом мозг снова включается — у одних людей больше, чем у других». REST, который Янкнер называет «главным регулятором генов», который успокаивает нейронную активность, «активен у людей, которые живут дольше», — сказал он.

Это кажется нелогичным. «Можно ожидать, что увеличение активности нейронов будет связано с продолжительной жизнью», — сказал Янкнер. В среднем, исследования показывают, что у пожилых людей более интенсивная и широко распространенная деятельность мозга, когда они ломают голову над проблемой, тогда как мозг молодого и даже среднего возраста более нервно эффективен. Это похоже на разницу между безудержным движением чемпиона и руками и ногами человека, который бегает на выходных.

Дальнейшая работа

Связь между низким уровнем нейронной активности человеческого мозга из-за высокого уровня REST, с одной стороны, и большей продолжительностью жизни с другой, может быть простым совпадением, а не причиной и следствием. Чтобы выяснить, влияет ли нейронная активность на продолжительность жизни, ученые запретили эту активность у C. elegans, в том числе путем повышения активности в «червяной»-версии нейрон-успокаивающего гена REST.

Когда их нейроны заблокированы, черви живут на треть дольше — четыре недели, а не стандартные три. Ученые из Гарварда провели аналогичные эксперименты на мышах и обнаружили то же самое. «Животные все еще могли функционировать — мы не вводили их мозги в спячку», — сказал Янкнер. «Но подавляя нейронную активность, вы можете повлиять на процесс старения».

Вместе эксперименты на мышах и червях являются убедительным доказательством того, что более спокойные нейроны увеличивают продолжительность жизни. «Я думаю, исследователи установили, что активность нейронов является определяющим фактором долголетия», — сказал Тавернаракис.

Механизм

Как именно более спокойные нейроны увеличивают продолжительность жизни, неясно. Есть подсказка: снижение активности нейронов, как известно, активирует гены, которые защищают мозг (и органы) от стресса. Те же самые гены устойчивости также активируются ограничением калорий, что также увеличивает продолжительность жизни у червей и мышей.

Это делает REST и другие молекулы, которые контролируют нервную возбудимость возможными мишенями для вмешательств, направленных на борьбу с болезнями старости.

Янкнер и его коллеги не сидели без дела в течение двух лет. Они изучают соединения, которые могут повысить активность гена REST, как способ успокоить нейронную активность и продлить продолжительность жизни людей. Но еще слишком рано, чтобы знать, безопасен ли какой-либо из этих потенциальных препаратов, не говоря уже о его эффективности.

Ссылка на основную публикацию